Политика

Как начинался государственный переворот на Украине. Ретроспектива: часть 12

0 7066

Закончился январь 2014 года. В февраль Украина вступала с жесточайшим внутренним кризисом. Хотя, надо отметить, что накал столкновений спал, но мелкие стычки на улицах Киева происходили постоянно.

В центре столицы протестующие прочно удерживали свои позиции, строя все новые и новые баррикады и периодически вступая в столкновения с силовиками.

В западных и центральных областях сторонники Евромайдана захватили и удерживали административные здания облгосадминистраций, облсоветов, городских и районных администраций. Блокировались десятки воинских частей, в первую очередь внутренних войск, чтобы не допустить переброски подкреплений в столицу.

В свою очередь на юге и Востоке Украины властям удалось отбить попытки захватов. А в некоторых городах общественные организации стали оказывать помощь властям в охране порядка.

Так, в Донецке местные общественные организации казаков и ветеранов войны в Афганистане начали организовывать добровольные дружины, которые должны помогать правоохранительным органам обеспечить порядок в городе.

В Одессе лидер организации «Молодёжное единство» Антон Давидченко заявил о начале формирования отрядов «Народной дружины» для защиты города от «националистических организаций радикалов».

А в Симферополе, на заседании Ассоциации органов местного самоуправления АРК и Севастополя, под председательством спикера крымского парламента Владимира Константинова было принято решение о создании Крымских добровольных дружин с целью оказания содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка. С резкими протестами против создания добровольных дружин выступил крымскотатарский Меджлис, расценивший это решение как проявление сепаратизма в АРК.

В то же время в самом Киеве постоянно находились десятки тысяч сторонников Антимайдана, которые расположились лагерем в Мариинском парке, недалеко от Верховной рады.

Однако, сама власть проявляла слабость и нерешительность в вопросах противостояния. Отставка премьер-министра, отмена принятых ранее законов «16 декабря», заигрывание с оппозицией — все это создавало имидж слабой власти, готовой идти на уступки.

Добавьте к этому колоссальный прессинг со стороны Запада. Причем этот прессинг шел по всем уровням: от представителей высшей власти США, до членов общественных организаций, которые лично принимали участие в протестных акциях.

Полностью под контролем представителей Запада находились и лидеры оппозиции.

Причем этот контроль и активное взаимодействие, направленное против действующей власти, обе стороны даже не пытались скрывать.

1 февраля лидеры Евромайдана Виталий Кличко и Арсений Яценюк приняли участие в Мюнхенской конференции по безопасности, где провели ряд встреч с государственным секретарём США Джоном Керри и европейскими руководителями.

Ну, а 3 февраля помощник Петра Порошенко Виталий Федорчук сообщил политическому атташе Представительства ЕС в Украине Клементе просьбу своего шефа: Порошенко предлагал, чтобы верховный комиссар ЕС Эштон, во время своего предстоящего визита, вместе с Порошенко посетила больницу, где находятся пострадавшие сторонники Евромайдана.

Стороны согласовали данное мероприятие, согласитесь — очень удачное в плане имиджа для Порошенко…

А 5 февраля в Киев вновь прибыла с визитом Виктория Нуланд, заместитель Госсекретаря США.

И программа визита у нее была очень насыщена.

В первый же вечер она встретилась с Виталием Кличко, а уже утром 6-го февраля она провела встречу со всеми лидерами оппозиции — Виталием Кличко, Арсением Яценюком, Олегим Тягнибоком и Петром Порошенко. На встрече также присутствовал и посол США Пайетт.

А на вечер у Виктории Нуланд был запланирована встреча в Доме профсоюзов с Юрием Луценко, но перед этим второй секретарь посольства Стивен Пейдж (кадровый сотрудник ЦРУ) сообщил ей, что СБ Украины проводит в отношении Луценко оперативные мероприятия, направленные на сбор информации, которая могла бы стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Естественно, во время встречи Нуланд сообщила всю имеющуюся информацию Луценко.

Свою агентуру надо беречь.

Обратите внимание, официальный представитель госдепартамента США не провела ни одной встречи с представителями власти…

Зато этот визит запомнился характерной фразой Нуланд, которую она высказала в беседе с послом Пайеттом — «Fuck the EU» (мягко говоря — «к черту ЕС»).

Тот телефонный разговор Нуланд и Пайетта стал достоянием общественности.

Но помимо матерной ругани в адрес Евросоюза, в разговоре американские дипломаты обсуждали и представителей украинской оппозиции: «Должен ли лидер украинской оппозиции Виталий Кличко войти в новое правительство»? Нет, считает Нуланд. Он не уживется с другим лидером оппозиции — Яценюком. «Я не думаю, что это необходимо, не думаю, что это — хорошая идея», — говорит помощник госсекретаря. Вот так и открылась подоплека визита Нуланд — США определялись с членами будущего руководства страны Украина…

6 февраля несколько тысяч манифестантов пришли к зданию Верховной рады, требуя, чтобы депутаты проголосовали за возвращение к Конституции 2004 года, предполагающей парламентско-президентскую форму правления. Радикалы, скрывавшие свои лица под масками, были вооружены битами, сапёрными лопатками и щитами. Народный депутат фракции «Батькивщина», комендант Майдана Андрей Парубий заявил, что акция является предупредительной: «В следующий раз мы предпримем другие действия».

В результате работа Рады была прервана на полчаса, после чего митинговавшие начали возвращаться на Майдан Независимости. В тот раз обошлось без серьезных столкновений.

В тот же день, 6 февраля, Европарламент принял резолюцию по ситуации на Украине, в которой призвал Евросоюз начать подготовку адресных санкций в отношении зарубежных поездок, активов и недвижимости украинских чиновников, парламентариев, олигархов, ответственных за применение силы против протестующих и гибель оппозиционных активистов.

Евродепутаты выразили обеспокоенность силовым противостоянием, осудив нападения на мирных граждан, журналистов, студентов, представителей гражданского общества. Европарламент призвал протестующих на Майдане «воздержаться от использования силы, чтобы поддержать легитимность своего дела мирным путём, и просит всех оппозиционных лидеров продолжать воздерживаться от насилия и сохранять мирный протест». В резолюции содержится осуждение как чрезмерного применения силы в отношении протестующих со стороны сил правопорядка, так и насильственных действий ультрарадикалов.

Европарламент призвал к прекращению использования «Беркута» и других спецподразделений для провокаций, похищений, пыток, избиений и унижения сторонников Евромайдана. Было предложено освободить арестованных оппозиционеров, включая Юлию Тимошенко, безо всяких предварительных условий.

Европарламент призвал украинские власти и оппозицию начать серьёзный диалог с целью деэскалации конфликта и предложил создать на Украине свою постоянную миссию, чтобы помочь снять напряжённость и наладить диалог между конфликтующими сторонами.

7 февраля Исполняющий обязанности министра внутренних дел Украины Виталий Захарченко сообщил, что, согласно оперативной информации его ведомства, праворадикалами готовится террористический акт с целью омрачить начало Зимней Олимпиады в Сочи и привлечь к себе внимание. Оппозиционная партия «Батькивщина» назвала заявление Захарченко попыткой запугать общественность и подчеркнула, что «именно правоохранительные органы осуществляют широкомасштабную кампанию террора против всех граждан Украины, которые ведут борьбу за свои права и свободы и выступают против власти».

9 февраля на Майдане незалежности прошло очередное «Народное вече». Александр Турчинов вновь призвал записываться в отряды самообороны, а Юрий Луценко призвал жителей Юго-Востока Украины организовать «Восточный Майдан».

А на Майдане между тем перед активистами состоялось выступление гражданина Франции Бернара Анри Леви, которого во всем мире называют «главным технологом цветных революций».

В тот день акции протеста прошли в Харькове, Одессе, Сумах, Луцке, Луганске, Донецке, Запорожье.

10 февраля заседание рабочей группы Верховной рады Украины по работе над согласованным законопроектом о внесении изменений в конституцию пришлось отменить из-за расхождения позиций представителей «УДАРа» и «Батькивщины». По оценке экспертов, противоречия между лидерами этих фракций Яценюком и Кличко усугубились после «Нуланд-гейта» (скандала с опубликованием перехваченного телефонного разговора Виктории Нуланд и посла США на Украине), в ходе которого стало ясно, что США делают ставку только на Яценюка, не доверяя Кличко.

Вот когда вылезли результаты визита Нуланд.

А в этот же день лидер «Правого сектора»* Дмитрий Ярош объявил на своей странице в одной из социальных сетей, что «Правый сектор»* намерен возобновить активные действия и не обязан «продлевать перемирие с властью».

«Ставя себе за цель победоносное завершение Национальной революции, но осознавая все опасности, которые тяготеют над относительно независимым государством Украиной, „Правый сектор“* согласился на перемирие. Мы предлагали и оппозиции, и тем отдельным представителям нынешнего режима, которые не потеряли остатков здравого смысла, свой сценарий решения ситуации в стране», — заявил Ярош.

Однако, по его словам, большинство требований «не были выполнены в достаточной мере». Ярош призвал участников протестов «приготовиться к общенациональной мобилизации с перспективой дальнейшего блокирования правительственного квартала»,

Таким образом ситуация продолжала накаляться.
_____________________________________________________________

* Запрещенная в России организация