Итак, я уже рассказал, что разгон палаточного городка на площади Независимости в Киеве в ночь на 30 ноября оппозиция использовала как повод обвинить власть в массовом избиении «ониждетей». А в более глобальном смысле — оппозиция и ее западные сторонники обвинили власть в том, что она фактически объявила войну своему народу, отказавшись от евроинтеграции и устроив «кровавую ночь» своим противникам.
Силовая акция власти ночью 30 ноября 2013 года дала оппозиции формальный повод для создания так называемого «Штаба национального сопротивления» и нападений на правительственные здания, имевших место 1 декабря.
Уже днем 30 ноября начало новой акции протеста положил митинг на Михайловской площади Киева, на который пришли, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек. Лидеры оппозиции Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок перед митингом провели встречу с послами ЕС. На митинге были озвучены новые требования оппозиции, главное из которых — отставка президента Януковича, а также привлечение к ответственности министра внутренних дел Виталия Захарченко и руководителей ряда областных спецподразделений «Беркута», применивших силу против митингующих. Выступая на митинге, Яценюк призвал к созданию стачкомов для объявления общенациональной забастовки с целью добиться досрочной отставки президента и правительства Украины.
Позже, в этот же день, выступая во Львове, Виталий Кличко призвал львовян принять участие в «Народном вече за европейскую Украину», проведение которого было назначено на 1 декабря.
1 декабря 2013 года в Киеве начались массовые акции протеста. На очередной митинг на Майдане пришло уже около 100 тысяч человек, только из Львова приехало около 10 тысяч добровольцев.
Созданный оппозицией Штаб национального сопротивления призвал киевских студентов начать всеобщую забастовку со 2 декабря. Оппозиционеры обратились к студентам с призывом прийти 2 декабря на Майдан Незалежности и поддержать требование об отставке президента Виктора Януковича.
И самое главное — именно 1 декабря протестующие начали захватывать административные здания в Киеве и начали прямые силовые столкновения с правоохранителями.
Примерно в 13.00 дня было захвачено здание по ул. Крещатик, 36, где расположены Киевская городская государственная администрация (КГГА) и Киевский городской совет.
В здании представители партии «Свобода» устроили пункт обогрева для участников массовых акций.
В 14:40 представители «ВО Свобода» и «Батькивщины» выломали двери Дома профсоюзов (Майдан Незалежности, 18/2) и ворвались в здание. Олег Тягнибок объявил митингующим, что в здании Федерации профсоюзов будет располагаться Штаб национального сопротивления.
С 14:00 начались активные столкновения у Администрации президента на Банковой улице. Группа молодых людей численностью до 300 человек, попыталась прорвать милицейское оцепление. В нападениях участвовали в основном активисты радикальных националистических организаций: «Чёрный комитет», «Патриот Украины», «Правый сектор» и Социал-национальная ассамблея (СНА), которые были вооружены дубинками и палками, экипированы касками, велосипедными и мотоциклетными шлемами, и даже использовали автопогрузчик для прорыва оцепления бойцов внутренних войск. Надо отметить, что как раз бойцы ВВ были не вооружены и даже не имели защитных щитов. Этим объясняется значительное количество пострадавших со стороны правоохранителей.
Также со стороны нападавших применялись газовые баллончики, железные пруты, цепи, фальшфайеры, петарды и бутылки с зажигательной смесью.
Примерно в 16:30 бойцы «Беркута» пошли в контратаку, применив слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
Нападавших оттеснили от здания Администрации президента, но через некоторое время протестанты начали перестраиваться и готовиться к новому штурму.
В это время на улице Банковой появились Виталий Кличко, Пётр Порошенко и Олег Тягнибок, которые встали между экстремистами и милицией, пытаясь успокоить обе стороны.
Однако сделать это не удалось, экстремисты не стали слушать политиков, а Порошенко вообще практически вытолкали взашей.
Спустя какое-то время вторая контратака «Беркута» полностью очистила улицы Банковую и Институтскую от протестующих.
С обеих сторон впервые применялось насилие практически без ограничений.
Как сообщили в Департаменте здравоохранения Киевской городской администрации, за сутки к врачам бригад неотложной медицинской помощи обратились 165 травмированных участников акций протеста. Из них госпитализировано 109 человек. Причины обращений — травмы и химические ожоги глаз. По информации МВД, число пострадавших милиционеров превысило 100 человек. В центральный госпиталь МВД Украины по состоянию на 22:00 1 декабря 2013 года было доставлено почти 50 сотрудников правоохранительных органов, которые получили телесные повреждения различной степени тяжести. У части правоохранителей диагностированы травмы головы, в том числе — закрытые черепно-мозговые травмы.
В течение этого дня телесные повреждения получили около 40 журналистов.
Надо упомянуть, что в тот день и Порошенко, и Кличко, и другие лидеры оппозиции пытались переложить вину за столкновения на власть, заявляя, что акцию у Администрации президента устроили провокаторы от власти.
Вышедшая из властной Партии регионов народный депутат Инна Богословская вообще сообщила, что провокацию устроили сами милиционеры.
Однако, спустя какое-то время лидеры оппозиции уже начали добиваться освобождения задержанных участников столкновений на Банковой. А еще спустя некоторое время, представители оппозиции признали, что в этих стычках участвовали представители праворадикальных организаций, в том числе те, кто в этот же день захватывал Киевскую горадминистрацию и Дом профсоюзов.
Еще надо вспомнить, что в тот день первую акцию провел так называемый «Автомайдан» — общественное движение, состоящее из организованных колонн автомобилистов. Участники «Автомайдана» ставили своей целью поддержку протестных акций на Украине, блокировали колонны правоохранителей, подвозили припасы на Майдан.
Вечером 1 декабря колонна из примерно 300 автомобилей попыталась проехать к резиденции Януковича «Межигорье», однако по пути им преградили путь «Беркут».
Да, в тот день массовые акции еще прошли во многих городах Украины, самые многочисленные — в Луцке, Тернополе, Черновцах и Хмельницком.
Ну, а что же власть?
Милиция Киева выступала с заявлением о том, что самовольный захват административных зданий является противозаконным и предложила митингующим добровольно их покинуть. Согласно заявлению ГУМВД Украины в Киеве, милиция также открыла уголовное производство по ч.2 ст. 345 УК Украины (насилие в отношении сотрудника правоохранительного органа) по факту нанесения телесных повреждений сотрудникам внутренних войск и милиции.
В тот день экстремисты впервые почувствовали слабость официальной власти и, условно говоря — почувствовали кровь. С этого дня градус столкновений будет только нарастать.