Политика

Как начинался государственный переворот на Украине. Ретроспектива: часть 4

0 8690

Продолжаем рассказ о событиях так называемого Евромайдана на Украине.

События 12 — 31 декабря 2013 года

Итак, в предыдущей части речь шла о попытке силовиков освободить центр Киева от протестующих в ночь с 10 на 11 декабря.

Попытка оказалась неудачной, после некоторого продвижения силовиков, оппозиция подтянула на Майдан Незалежности значительное количество своих сторонников (десятки тысяч) и остановила продвижение правительственных сил. После почти 11 часов противостояния силовики оттянулись на прежние позиции.

К утру 12 декабря участники Евромайдана восстановили прежние баррикады и активно принялись строить новые.

Надо сказать, что высота баррикад местами достигала четырёх метров. Укрепления строили из автомобильных покрышек, дерева, набитых снегом мешков для строительного мусора. Поверх этого баррикады укрепляли снегом и поливали водой для образования ледяного монолита.

В Киев массово съезжаются люди. Основная масса — с Западной и Центральной Украины, но присутствуют также сторонники оппозиции с восточных областей.

В тоже время, в Мариинском парке Киева (рядом с Верховной Радой и Минздравом), а также на Европейской площади начинаются массовые бессрочные митинги т. н. «Антимайдана», организованные Партией Регионов.

Так, только 13 декабря на митинг в поддержку власти были отправлены 2 тысячи людей из Херсона, 400 жителей из Кривого Рога, 1 тыс. жителей Севастополя, 3,5 тыс. жителей Чернигова, 300 жителей Кировограда, 1 тыс. жителей Запорожья. К ним присоединились также 10 тыс. активистов ПР из Днепропетровской области и 20 тыс. — из Донецкой.

Схема расстановки сил Евромайдана и Антимайдана в центре Киева на 15 декабря 2013 года

13 же декабря, по инициативе властей, состоялся Круглый стол «Объединим Украину», куда власти пригласили также и лидеров оппозиции.

Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок приняли участие в заседании круглого стола. В ходе него они передали Виктору Януковичу требования участников антиправительственных протестов. Среди требований — освобождение задержанных участников акций и закрытие уголовных дел против них, а также наказание главы МВД Виталия Захарченко и других правоохранителей, ответственных за применение силы против мирных демонстрантов. Ещё одним требованием митингующих является отставка правительства во главе с премьер-министром Николаем Азаровым.

Открывая заседание общенационального круглого стола «Объединим Украину» под председательством первого президента Украины Леонида Кравчука, Виктор Янукович заявил, что возмущён «радикальными действиями, которые были на Майдане как со стороны провокаторов, так и со стороны силовых структур, которые вели себя не всегда адекватно». Он при этом подчеркнул, что провокаторы, действия которых привели к силовому захвату ряда административных зданий в Киеве, должны понести наказание: «Виновные должны быть наказаны, а случайные люди — участники этого действа — и 30 ноября, и в другие дни — должны быть амнистированы».

Стоит отметить, что слова Президента Украины, где он неодобрительно отозвался о своих силовиках, переложив на них вину за массовые столкновения, вызвали очень неоднозначную реакцию в среде силовиков.

Кроме того, в ходе Круглого стола Виктор Янукович заявил о введении моратория на любые силовые действия до рассмотрения в Верховной Раде всех рисков, которые несёт Соглашение об ассоциации с Евросоюзом в существующем виде. Он также предложил Верховной раде 17 декабря проголосовать за амнистию в отношении задержанных во время массовых акций протеста в Киеве и призвал оппозицию использовать Верховную раду как площадку для переговоров с целью поиска путей выхода из сложившегося политического кризиса и доработки Соглашения об ассоциации.

Однако, по завершению заседания, лидеры оппозиции заявили, что власть не пошла навстречу ни по одному из требований. Таким образом, предпринятые Виктором Януковичем попытки снизить давление на власть путём проведения круглого стола с лидерами оппозиции и смещения высокопоставленных чиновников, причастных к силовому разгону митинга 30 ноября, оказались безуспешными.

В результате противостояние сторонников и противников украинской власти 14–15 декабря достигло пика. Оппозиция и правящая Партия регионов вывели на улицы сотни тысяч людей, в Киеве впервые прошли два параллельных митинга — Майдан и Анти-Майдан.

Однако, в те дни обошлось без серьезных столкновений.

15 декабря, на очередном «Народном вече», в котором приняли участие, по некоторым данным, до 200 тыс. человек, лидеры оппозиции сообщили, что располагают сведениями о подготовке силового разгона Евромадана и призвали сторонников не расходиться по домам, а «защищать идеалы демократии».

Госдепартамент США предупредил, что будет пристально следить за ситуацией в Киеве и призвал украинские власти воздержаться от применения силы в отношении мирных протестующих. Госдепартамент выразил разочарование, что круглый стол власти и оппозиции был «непродуктивным». В Киев вылетели два сенатора — республиканец Джон Маккейн и демократ Крис Мерфи.

15 декабря американские сенаторы выступили на Майдане.

Джон Маккейн на Майдане.

Участники митинга на Майдане Независимости потребовали от Виктора Януковича не подписывать соглашение о вступлении Украины в Таможенный союз в ходе визита в Москву, намеченного на 17 декабря.

И американская сторона, и лидеры оппозиции активным образом раздували информационную волну о предстоящем «предательстве национальных интересов Украины Виктором Януковичем», связанным с перенаправлением внешнеполитического и экономического вектора на Россию.

Около 200 сторонников евроинтеграции пикетировали Бориспольскую трассу, ведущую в аэропорт «Борисполь», под лозунгом «Янукович, поворачивай самолёт в Европу».

Заседание Российско-украинской межгосударственной комиссии под председательством Виктора Януковича и Владимира Путина состоялось в Москве 17 декабря.

По итогам переговоров в Москве президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия разместит в ценных бумагах украинского правительства часть своих резервов из Фонда национального благосостояния объёмом 15 миллиардов долларов, «учитывая трудности украинской экономики, связанные в значительной степени с мировым финансовым и экономическим кризисом, с целью поддержки бюджета Украины».

Путин отметил, что данное решение не связано ни с какими дополнительными условиями, а вопрос вступления Украины в Таможенный союз вообще не обсуждался.

Однако оппозиция не согласилась с договоренностями, заявив, помимо всего прочего, что Янукович не обнародовал «секретные параграфы» соглашений.

Например, Виталий Кличко потребовал обнародовать условия, на которых были подписаны документы в Москве и предположил, что соглашение о выделении Украине 15 миллиардов долларов было подписано под залог стратегических объектов страны.

А представитель Белого дома Джей Карни заявил, что соглашения, заключённые в Москве, не учитывают требования участников антиправительственных протестов.

© flickr.com

Очевидно, что представителям Запада и лидерам оппозиции было важно любой ценой сорвать подписанные договоренности и прервать переориентирование Украины на страны СНГ.

Следующие дни оппозиция и власть делали различные заявления, их сторонники на улицах укрепляли свои позиции. Периодически в Киеве происходили стычки протестующих со сторонниками Антимайдана и силовиками, в том числе по периметру контролируемых оппозицией территорий.

19 декабря Верховная Рада проголосовала за освобождение от уголовного преследования всех активистов Евромайдана, обвинявшихся в организации беспорядков и противостоянии силовикам в период с 21 ноября до вступления этого решения в силу.

22 декабря на очередном «Народное вече» было объявлено о создании общественной организации Народное объединение Майдан. Сопредседателями Совета объединения «Майдан» стали Олег Тягнибок, президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит, Виталий Кличко, Юрий Луценко, певица Руслана Лыжичко, Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк. В митинге также приняли участие ряд российских оппозиционеров — Илья Яшин, Константин Боровой и другие российские общественные деятели.

Руслана Лыжичко на майдане, декабрь 2013 года.

23 декабря президент Украины Виктор Янукович подписал принятый парламентом 19 декабря закон об освобождении от уголовного преследования всех арестованных участников мирных акций протеста.

В ночь с 24 на 25 декабря на Бориспольской трассе избили известную украинскую журналистку и активистку Евромайдана Татьяну Черновол. В нападении сразу же обвинили сторонников власти и силовиков.

Это нападение сразу же стали массово муссировать в СМИ, максимально раскручивать в социальных сетях.

29 декабря на очередном «Народном вече», Арсений Яценюк призвал людей продолжать акции протеста, не оставлять Майдан. Яценюк озвучил основные пункты плана действий оппозиции на январь 2014 года: «Наша первая задача — это привлечь к ответственности бандитов, которые били мирных граждан, били Татьяну Черновол, били евромайдановцев и поджигали их автомобили в разных городах». По его словам, после праздников оппозиция намерена потребовать создания следственной комиссии по расследованию действий правоохранительных органов в отношении митингующих. Яценюк заявил, что в 2014 году будет сформирована единая оппозиционная команда: «Мы готовимся к победе на следующих выборах президента Украины. Мы формируем в 2014 году единую команду изменений, команду трёх оппозиционных сил, … команду, которая способна сделать Украину европейским государством».

Кроме того, Арсений Яценюк подчеркнул, что на новогодние праздники митингующие не намерены оставлять здание Дома профсоюзов, где базируется Штаб национального сопротивления, пресс-центр, медслужба, кухня для участников митинга. Вот такая ситуация и продолжалась до Нового Года.

Вообще рассказывая об этом периоде, стоит отметить активную работу Запада и оппозиции по использованию в своих целях ЛОМов — лидеров общественного мнения. И не важно кто это был: известный политик, музыкант или скандально известный сторонник оппозиции, которого показали телеканалы.

Пример Татьяны Черновол в этом смысле показателен.

В событиях на майдане она засветилась еще в ноябре 2013 года, когда Черновол разбила стекло в автобусе СБУ и проникла в него, после чего автобус был захвачен радикальными националистами.

1 декабря 2013 года именно Черновол возглавила группу протестующих, захвативших здание Киевской городской государственной администрации. По ее словам, участникам Майдана просто было необходимо здание, где можно «будет погреться, поспать, сходить в туалет»

И вот после того, как Татьяна Черновол стала известной, как говорится «на слуху», в ночь с 24 на 25 декабря 2013 года она была избита двумя неизвестными. Сама Черновол называла это то местью лично Виктора Януковича, то местью руководителя киевского «Беркута» Сергея Кусюка, которого она (по ее же словам) накануне ударила по печени.

© flickr.com

И сразу же вокруг нападения на Татьяну Черновол раскручивается информационная истерия. В ход идут тяжеловесы — даже Госдепартамент США выразил обеспокоенность насилием против журналистов Евромайдана, подчеркнув, что «жестокое избиение Татьяны Черновол вызывает особую тревогу».

27 декабря в больнице Татьяну Черновол посетили послы Франции, Швеции, Бельгии, Литвы и представители дипломатических учреждений США и Канады.

А народный депутат Сергей Пашинский 26 декабря в комментарии ТВ заявил: «За ней была слежка, электронная в том числе, что могут делать только наши спецслужбы. За ней следили, её перехватили, её заблокировали. Это целая бандитская спецоперация».

Виновные сразу были озвучены и конечно это были сотрудники государственных служб.

Сейчас мы можем видеть, как шаг за шагом коллективный Запад и оппозиция старательно лепили из сторонников власти монстров, убийц и маргиналов. В период Майдана в Киеве проводилась всесторонняя медийная манипуляция общественным сознанием. Корпоративные западные и либеральные отечественные СМИ промывали мозги украинским гражданам и всему миру.

Все, что происходило на Майдане, вокруг него и в связи с ним подавалось как самые главные новости дня, часа, минуты. Остальные событие отошли даже не на второй, а на куда более дальние планы.

Газеты и журналы были заполнены интервью со всевозможными лидерами Майдана: от политиков первого ряда вроде Арсения Яценюка и Виталия Кличко до самых забубенных сотников «сотен самообороны». Издания соревновались в рисовании карт площади и подсчете количества вышедших на митинги. То и дело появлялись трогательные истории о том, как люди из провинции обрели в палаточном городке свое социальное и личное счастье. Публиковались номера счетов для сбора денег в пользу Майдана и адреса для сбора продуктов и теплой одежды.

Широчайшую популярность приобрело интернет-телевидение. Особенно «Громадське ТБ» (общественное телевидение), интернет-ресурс, запущенный 22 ноября 2013 года. Как раз после публичного отказа правительства Азарова от подписания соглашения об Евроинтеграции.

Ресурс сразу набрал безумное количество подписчиков и сторонников. Стримы, хамские интервью, ошибки, оговорки и откровенная дезинформация стали стилем работы и главным содержанием работы «Громадского телебачення». Тем не менее вся страна смотрела ГТБ, буквально затаив дыхание.

И вот все эти СМИ, медиа-площадки, соцсети и блогеры — вся это медиасообщество использовалось организаторами Майдана в своих целях.

Именно с их помощью формировали нужные образы, вносили в умы нужные посылы, создавали новых героев или просто информационно раскручивали людей.

Вообще, призыв выходить на Майдан в знак протеста против отказа руководства страны от подписания кабального договора об ассоциации с ЕС послужил сигналом для активных действий по дискредитации действующего президента и премьер-министра. А по канонам информационной войны, если ничего не происходит и существует риск перехода акции в стадию стагнации, затухания — необходим катализатор, который позволит перейти к следующему этапу. Самым эффективным средством для этого является насилие.

И именно такими катализаторами в начале Майдана стали «звиряче побиття вониждітей» в ночь на 30 ноября 2013 года и нападение на Татьяну Черновол.

И опять же, по строгим законам информационной войны и «цветных революций», как только ситуация начинает стабилизироваться, нужен опять-таки катализатор.

События на майдане уже в 2014 году это продемонстрировали просто как по учебнику.