Политика

Как начинался государственный переворот на Украине. Ретроспектива: часть 7

0 9088

«Кружевные трусики» объединяют. Одиннадцатого и двенадцатого января 2014 года в Харькове прошёл всеукраинский форум Евромайданов, делегаты которого рассмотрели вопросы координации действий, информационной политики, обеспечения безопасности. Своим опытом действий против режима и стратегиями построения гражданского общества поделились специальные гости из Польши — один из основателей Хельсинкского комитета Польши Збигнев Ромашевский и один из основателей «Солидарности» Збигнев Буяк.

Двенадцатого января в Киеве состоялось первое в 2014 году Народное вече. По данным СМИ, в нём приняли участие от 50 до 200 тысяч человек. Перед резиденцией Виктора Януковича в Межигорье прошёл митинг участников Автомайдана.

И опять не могу не отметить феноменальную активность представителей Запада.

Визиты представителей международных и различных государственных организаций в этот период вышли просто на конвейер.

И надо откровенно сказать: именно давление со стороны Запада во многом помешало украинской власти и конкретно Януковичу решительно разогнать Майдан.

Я уже писал про массовые визиты иностранных делегаций в декабре. В январе их стало еще больше. И украинская власть постоянно вынуждена была оправдываться перед западными визитерами.

Так, 13 января в помещении МИД Украины прошла встреча министра иностранных дел Л. Кожары, министра внутренних дел В. Захарченко, представителей Генпрокуратуры и Министерства охраны здоровья с руководителем представительства ЕС на Украине, послами стран — членов ЕС, США и Канады. На встрече украинские чиновники пытались разъяснить политику государства в отношении незаконных акций, но натолкнулись на стену непонимания и откровенного давления на Киев со стороны западных дипломатов. Основной лейтмотив — недопущение силового разгона Майдана.

Тринадцатого января американский посол на Украине Д. Пайетт выразил обеспокоенность по поводу эскалации насильственных действий. При этом в своем сообщении в Twitter он осудил насилие в отношении активистов Майдана и указал на необходимость предоставления полной и объективной информации о произошедших событиях со стороны властей. Помимо этого, он отметил, что власть не реагирует на мирные акции, что толкает оппозицию на активные действия с целью поддержания протестного потенциала.

На тот момент число пострадавших сотрудников правоохранительных органов перевалило за несколько сотен.

Действительно, мирные акции оппозиции…

В сенате США на 15 января были запланированы слушания по вопросу кризиса на Украине. В связи с этим американские дипломаты организовали телефонный разговор заместителя госсекретаря США В. Нуланд и министра иностранных дел Украины Л. Кожары.

Вообще, в январе Запад уже не останавливался только на давлении на официальный Киев. Нет, представители западных дипломатических учреждений и международных организаций напрямую контактировали со сторонниками Евромайдана для получения информации, обсуждали конкретные планы противодействия властям, а некоторых представителей оппозиции открыто финансировали.

Например, заместитель посла Великобритании Мартин Дей регулярно получал от народного депутата В. Арьева (фракция Ю. Тимошенко «Батьківщина») информацию об обстановке и акциях с участием представителей оппозиции.

Широко известный Юрий Луценко (пострадавший в столкновении с «Беркутом» 11 января) обсуждал с представителями немецкого посольства (К. Вайль — посол, А. Фельдгузен — советник-посланник) вопрос, что с учётом того, что пикетирование государственных учреждений только в Киеве не приносит желаемых результатов, подобные акции необходимо проводить во всех регионах страны.

Как говорится, запомните это сообщение.

Ну а дипломаты посольства США на Украине (С. Пейдж — сотрудник политического отдела, Э. Джонсон — руководитель отдела общественных связей) решали вопросы по предоставлению грантов от американской стороны руководителю Автомайдана С. Пояркову. Ответственной за непосредственную передачу денег С. Пейдж назначил сотрудницу посольства Татьяну Подобинскую.

Кстати, запомните фигуру Сергея Пояркова, этот персонаж еще сыграет свою значительную роль в киевском кризисе, полностью оправдав роль сакральной жертвы, которую высветили в СМИ, всячески «облизывали» западные кураторы, в том числе в материальном плане.

Но вернёмся к событиям в Киеве.

В январе на поддержку киевского Майдана прибывали дополнительные силы с Западной и Центральной Украины, на Майдане проходили боевые учения отрядов самообороны. Это позволяло удерживать позиции, делать отдельные вылазки, но таких сил было недостаточно для демонстрации полного и убедительного преимущества, способного привести к относительно мирному захвату власти.

В свою очередь, власть стягивала в Киев своих сторонников (Антимайдан) и силовые подразделения.

В таких условиях произошло одно из самых значимых событий в политической сфере.

Шестнадцатого января Верховная рада Украины приняла ряд законов, которые на следующий день подписал президент Украины Виктор Янукович.

Эти законы оппозиция назвала «Законы о диктатуре», поскольку, по ее мнению, они несли репрессивное содержание по отношению к правам человека. Организаторы открыто отмечали, что принятие законов вызвано происходящими в стране событиями.

В них, в частности, вводились такие нормы:

  • устанавливалась административная ответственность за движение колонн численностью более пяти транспортных средств без согласования с ГАИ в случае создания помех дорожному движению;
  • запрещалась деятельность СМИ, не имеющих государственной регистрации;
  • упрощалась процедура привлечения депутатов парламента к уголовной ответственности;
  • нарушение правил проведения митингов каралось штрафом или заключением до десяти суток;
  • запрещалось участие в демонстрациях с использованием средств, затрудняющих идентификацию личности, присутствие на митинге с открытым огнём, пиротехникой, оружием, газовыми баллончиками, взрывчаткой и тому подобными средствами;
  • Вводилась уголовная ответственность за «экстремистскую деятельность»;
  • вводилась уголовная ответственность за блокирование государственных и общественных зданий;
  • ужесточалась уголовная ответственность за хулиганство;
  • вводилась уголовная ответственность за незаконный сбор и распространение конфиденциальной информации о сотруднике правоохранительных или судебных органов, а также его родственниках;
  • вводилась уголовная ответственность за несанкционированное вмешательство в работу государственных информационных ресурсов или распространение секретной информации;
  • ужесточалось регулирование деятельности общественных организаций и увеличивалось количество законных оснований для их запрета (частности, вводилось понятие «общественных объединений, исполняющих функции иностранных агентов»);
  • Национальная комиссия по госрегулированию связи и информатизации получала право без решения суда ограничивать доступ к интернет-ресурсам, распространяющим противозаконную информацию либо осуществляющим деятельность информационного агентства без регистрации.

Принятые законы оппозиция сразу же подвергла жесткой критике. По мнению экспертов, независимых СМИ и оппозиции, законы превращали страну в «полицейскую диктатуру».

И разумеется, незамедлительно последовала реакция западных стран.

Вот некоторые выдержки из такой реакции.

Я. Томбинский (представитель ЕС на Украине) активно обсуждал события в Верховной раде с представителями власти и оппозиции, подверг сомнению соответствие принятых законов Конституции Украины и сообщил про запланированное заявление штаб-квартиры ЕС по указанному вопросу.

Д. Пайетт (посол США на Украине) запланировал на 17 января встречу с С. Левочкиным с целью обсуждения сложившейся ситуации. Посольство США работало над заявлением, которое должен сделать официальный Вашингтон. В тексте заявления должно было быть предложение президенту Украины наложить вето на принятые законы.

С. Пейдж (секретарь политотдела посольства США на Украине) считал, что изменения в законодательстве направлены исключительно на несогласных с властью: «Там є закони проти „Свободи“, Майдану і Автомайдану».

К. Вайль (посол ФРГ на Украине) по просьбе А. Яценюка должен был проинформировать Ф. Штайнмайера (министр иностранных дел Германии) о необходимости телефонного разговора с президентом Украины с целью убедить главу Украины наложить вето на принятие изменений в законодательстве.

В свою очередь, лидеры оппозиции планировали с утра 17 января лично посетить Администрацию Президента Украины с целью публичного оглашения требования о ветировании принятых законов.

Необходимое пояснение по поводу «диктаторских законов».

Принятие этих законов дало новый толчок для протестов на Евромайдане. Но после победы сторонников оппозиции за несколько лет новая киевская власть приняла изменения в законодательстве, которые не только повторяли «диктаторские законы», но в чем-то и превосходили их в строгости.

Это касалось и возможности вынесения заочных приговоров, и блокировки сайтов и электронных СМИ, и законов про «иностранных агентов». На новой Украине резко ужесточили ответственность за призывы к смене власти, за клевету, ввели контроль за движением автоколонн, очень сильно расширили права Нацгвардии, СБУ и Нацполиции. Так, что на януковичской Украине правоохранителям и не снилось. А небезызвестный Арсен Аваков вообще пытался внедрить понятие «презумпции правоты» полицейских.

Куда там «Беркуту»…

Но что в итоге?

Именно принятие «законов 16 января» стало для оппозиции поводом вывести протестные акции на новый уровень.

И случилось это совсем скоро, уже 19 января.

Девятнадцатого января 2014 года мирный протест на майдане Незалежности в Киеве окончательно перестал быть мирным: ультраправый силовой блок майдановцев вступил в активные столкновения с правоохранителями, окончательно переведя ситуацию в режим гражданского конфликта.