Проблема русского рока в том, что его с одной стороны дискредитировали действительно посредственные бездарные группы типа «Машины Времени», с другой — Миша Козырев, раскрутивший под рокапопс, унылую попсятину типа «Ночных снайперов» или «Смысловых Галлюцинаций», выдавая их за русский рок.
На самом деле, русский рок — громадное и интереснейшее явление. В целом его можно охарактеризовать, как соединение русской поэтической традиции с разными стилями рок-музыки.
Вот на Западе с текстами всегда было похуже, людей, которые могли бы одновременно и стихи крутые писать и мелодии, как Джим Моррисон, было немного. Леонард Коен и Брюс Спрингстин мало популярны за пределами англоязычного мира, т. к. стихи писать умеют, а с мелодизмом проблемы. У топовых же групп русского рока одинаково круты и музыка, и поэзия.
В русском роке каждый может найти себе что-то по душе: гаражный блюз Майка Науменко, синти-поп «Телевизора», северный реггей Геры Моралеса и «Комитета Охраны Тепла», хард-рок «Черного Обелиска», постпанк Цоя.
Даже школ панка сразу несколько. Есть своеобычный русский сибирский панк «Русского прорыва», возглавляемого Егором Летовым и Романом Неумоевым. Есть питерская школа западного панка «Автоматических Удовлетворителей» (калька с Sex Pistols) и «Бригадного подряда» (ближе к Ramones).
А есть вообще панк-юродство Мамонова («Звуки Му») и заумный минималистичный интеллектуальный панк Васи Шумова («Центр»).
А многие культовые вообще успешно перепробовали себя в разных стилях. У Гребенщикова есть панк, реггей, арт-рок. Кинчев и Алиса прошли путь от новой волны к металлизированному альтернативному року, а Скляр, отпрыгав в панке и хардкоре, нашел себя в городском романсе.
Есть мощнейшая школа фолк-рока, где русские традиционные мотива гармонично сплетаются с рок-н-ролльными гармониями — «Калинов мост», Инна Желанная.
Ничего равного русскому року у нас не было, ни до, ни после, если не брать классическую музыку. Даже сейчас наши лучшие музыканты, наследуют традиции лучших образцов русского рока.
Только сегодня на подкладкой русской поэзии чаще становятся не гитарные риффы, а биты хип-хопа, как у Хаски и Рема Дигга. Хотя 25/17 или Дельфин доказывают, что рок и рэп могут достойно сплетать вместе.
Да и рок-барды появляются отличные: Игор Растеряев, Бранимир.
Подростки 15 лет у метро играют на гитарах все те же песни, под которые я отплясывал в 15 лет: ГО, «Алису», «Кино», ДДТ. Лучших молодых артистов из топа «Афиши», у метро никто не играет и играть не будет.