В первой половине XVIII века обширные пространства Российской империи оставались незаселенными. Юг и юго-восток России (Оренбургская, Астраханская губернии, степи Башкирии) представляли собой огромную территорию, которая не только не приносила никакой экономической пользы государству, но и служила для него источником постоянного беспокойства. Эти земли занимали кочующие племена калмыков и киргизов, которые хотя и числились российскими подданными, однако беспрепятственно занимались грабежами.
Ходившие в то время по Западной Европе слухи о пользе, принесенной французскими эмигрантами-гугенотами развитию промышленности в Голландии и Англии, и колонизационные мероприятия в Австрии и Америке склоняли русское правительство к мысли о заселении своей необъятной территории иностранцами.
Манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах» положил начало реальной колонизации российских земель. В 10 параграфах манифеста устанавливалось, кто может приезжать в Россию, провозглашались привилегии и льготы колонистам. Он обещал свободу вероисповедания, гарантировал свободное поселение в любом месте Российской империи. Переселенцы освобождались от налогов на 30 лет, получали беспроцентные ссуды на 10 лет на обзаведение (постройка дома, покупка скота и прочее), а также возмещение расходов на переезд. Колонистам был гарантирован выезд из России в любое время. К манифесту был приложен реестр свободных и удобных к заселению земель в Сибири, Астраханской, Оренбургской и Воронежской губерниях.
Именно манифест 1763 года создал условия для основания на Волге в 1765 году членами Евангелического братского общества гернгутеров колонии Сарепта, ставшей одним из самых известных иностранных поселений в России.
Колонисты оставили после себя немало построек - евангелическую кирху, аптекарский дом, склады и пакгаузы, гостиницу, а также дом незамужних женщин, дом холостых мужчин и библиотеку.
Стоит отметить, что многие строения бывшей колонии Старая Сарепта в настоящее время находятся не в лучшем состоянии, однако работники музея-заповедника стараются поддерживать их в надлежащем виде, а также в меру своих сил проводить реставрацию зданий.
Сарепта была основана немецкими миссионерами-гернгутерами, которые по факту были последователями вероучения Моравской церкви, ведущей свое начало от гуситского движения в Чехии и Моравии. Моравская церковь в 18 веке постепенно онемечивалась и к моменту переселения колонистов в Нижнее Поволжье являлась по сути одной из многочисленных германских протестантских деноминаций.
Колонисты наладили обширное производство, включающее в себя десятки бумагопрядильных фабрик, множество ремесленных мастерских, которые стали известны далеко за пределами Саратовской и Астраханской губерний. А культивирование горчицы в промышленных масштабах вообще впервые в России началось именно в Сарепте, что сделало семейство Глич, которому принадлежали горчичные плантации, «горчичными королями России».
В настоящее время на территории Старой Сарепты, помимо музейных экспозиций, в доме Гольдбаха, а также в аптекарском доме и Немецкой библиотеке действует кафе «ГличЪ», где посетителям предлагаются блюда, приготовленные по оригинальным рецептам сарептинских гернгутеров. Нельзя не упомянуть и о евангелической кирхе, в которой кипит весьма бурная культурная жизнь, проводятся органные концерты, ну и конечно богослужения.
Можно с уверенностью сказать, что Сарепта является еще одним уголком истории дореволюционной России, который только сейчас начинает все более активно подвергаться изучению и осмыслению.