Железные дороги Шри-Ланки — очень колоритны. Я бы сказал что это, наверное, одна из основных достопримечательностей острова. Судите сами: старые магистрали с семафорами и кованными мостами, исторические колониальные вокзалы, потёртые жизнью поезда. И всё это на фоне буйной тропической природы!
Возьмём вокзалы. Подавляющее их большинство сохранилось с первой половины XX века, когда Цейлон был британской колонией.
Сделаны из дерева, на совесть.
На некоторых станциях сохранились целые деревянные конкорсы!
Ценны любые мелочи, например перила на лестничных решётках или кованные колонны!
Это всё — главный вокзал страны, Коломбо-Форт
Другие станции — попроще, но почти все они хранят колониальный шарм. Это станция Махайава, на окраине города Канди.
Внутри они не менее интересны, чем снаружи. Множество декора из дерева.
Расписания на огромных деревянных досках! Вместо табличек с часами и минутами — стрелки часов, показывающие время прибытия поезда в нужном направлении. Очень стильно!
Вот ещё стенд с плашками перед расписанием.
На более «современных» станциях расписание на таких же деревянных досках пишут мелом или наклеивают бумажками.
А такое вам как?
На таких же деревянных досках пишут стоимости проезда до разных станций.
На маленьких станциях расписания сильно упрощены и совмещены с табличками.
На большинстве линий сохранились не только исторические вокзалы, но и архаичные семафоры и система блокировки. Семафоров на шри-ланкийских ж. д. очень много.
Особенно на второстепенных ветках.
Местами прямо целые скопления этих семафоров. Нигде в мире вы не увидите уже такого их скопления. Станция Канди.
Станция Перадения.
Если вы побродите в окрестностях таких станций, поразитесь обилию вынесенной наружу инфраструктуру: все эти переключатели, тросы, кабели, реле, провода.
Все соединения семафоров и стрелок с пультами дежурного протянуты по земле открытым способом. «А что они будут делать если что-то случится?». Так тут постоянно что-то и случается.
Даже на крупных станциях с централизованной системой управления ничего под землю не убрано.
Я очень советую, находясь на станциях заходить в кабинеты к дежурным и кассирам. Шри-ланкийцы, как правило, люди добрые, не откажут вам в удовлетворении вашего любопытства.
Пульт дежурного станции Польгахавела
В технических помещениях вы сможете обнаружить исторические интерьеры, аутентичные старые пульты и переключатели, использующиеся до сих пор.
В других странах подобная техника сохранилась только в специализированных музеях.
Кабинет дежурного
Весы для багажа.
На многих участках ещё сохранилась «жезловая» система регулировки. Это когда дежурный даёт машинисту специальный жезл, с которым пока тот едет до следующей станции, участок считается «закрытым», и на него не выезжают другие поезда.
Вы можете попробовать попроситься проехать в кабину машиниста, и тогда сами увидите процесс передачи и получения таких жезлов.
Мосты тоже сохранились ещё с колониальной эпохи и не перестраивались.
На железной дороге тут отсутствуют такие строгие порядки и регламенты, как в России или в странах Европы. Никто не запретит вам фотографировать, ходить по путям, заглядывать в технические помещения или даже ездить в кабине тепловоза.
Разочек прокатился, не на главной линии, конечно, а на боковой.
Сама железная дорога, правда, от этого иногда страдает — так машинисты могут спокойно остановить поезд на перегоне, чтобы пообщаться с другом-стрелочником. Или сломавшийся по дороге состав лезут чинить сами машинисты вместе с одетыми в белые рубашки проводниками и билетёрами.
А причину поломки — отвалившийся трос могут потом просто везти в тамбуре 1-го класса.
Есть также и паровозные трубы. Действующие!
И водонапорные башни
В торцах станций по старой британской традиции можно всегда найти указатели с названием станций. Это встречается во всех экс-британских колониях и не только. На пост-советском пространстве такого не распространено.
Эти указатели тоже, похоже, сохранились из колониальных времён.
Так что, по сути, шри-ланкийские железные дороги — действующий музей под открытым небом. Модернизация их особо не коснулась, и вы можете всё это великолепие наблюдать вживую! Спешите, пока всё это в таком виде.