Я ехал сегодня на деловую встречу, до конца маршрута оставалось минут двадцать, и передо мною встал выбор, что слушать в машине: диск «Тиндертикса» или какую-нибудь говорильню по радио (а я люблю слушать такое).
Палец потянулся к переключателю с СD на радио, и тут я услышал знакомый поучающий, булькающий и тревожный голос писателя Михаила Иосифовича Веллера в интерьерах радиостанции «Говорит Москва».
Писателя спрашивали в прямом эфире, с какой целью он оскорбил ведущую «Эха Москвы» Ольгу Бычкову, кинув в оную стаканом и назвав «тупой скотиной».
Спрашивал, между прочим, не какой-нибудь там, а Юра Будкин, классный профессионал, я бывал у него, и не раз, в прямом эфире «Говорит Москва» и каждый раз уходил в прекрасном расположении духа, ибо человек на своем месте.
По совсем честному, мне все равно на свару Бычковой, «Эхо Москвы» и Веллера. Бычкова непостижимым образом вывела Веллера на конфликт (не делая для этого ничего, по сравнению с тем, что она делала в прямых эфирах с Максимом Шевченко или Прохановым), а дедушка Веллер, забурлив, словно унитаз в старом петербуржском коммунальном парадном, вдруг возопил, аки сыч, схваченный за лапку куницей, швырнул в даму стаканом и убежал с проклятиями. Посмеялись и забыли про деду, у которого что-то не ладится в личной жизни. Но тут общественность начала обсуждать — извинится ли либеральный писатель перед либеральной ведущей либерального радио. Позвали на «Говорит Москва».
Позвал сам Сергей Доренко. Дал шанс вернуть честь поруганной ведущей. Но не удалось.
Это я уже потом выяснил, что и отсюда Веллер сбежал, но с более мягкими проклятиями. Но пока я слушал эфир, меня не покидало ощущение, что популярный либеральный писатель не в себе.
Да, кстати, сразу скажу, что я ни одной книги товарища не читал, и не стоит за это кидать в меня фалафелем, — я не могу читать все, что родилось в 90-е, я даже не всего Сетон-Томпсона в детстве дочитал, хотя его «Рассказы о животных» были моей настольной книгой в семь лет.
Но я часто слушаю Веллера по радио, и этого достаточно, чтобы ни одной книги его не прочитать никогда в жизни. Тем не менее Юра Будкин с самого начала пытался подвести писателя к извинениям к ведущей Бычковой.
Писатель активно тому сопротивлялся. Сравнивал себя с котом, который в период сексуального влечения дерется с другими котами и впивается клыками в руку хозяина, потому что именно в этот момент не в себе в силу доведения до отчаяния физиологией.
Обвинял Бычкову (ее, не самую удачливую женщину, — по прическе видно же!), сравнивая с фурией, доводящей своих оппонентов на радио до состояния аффекта. Причем Михаил Иосифович ПРИ МНЕ сказал, что в момент такого доведения пульс убийцы таков, что необходимо немедленно освободить его от любой ответственности за любое преступление. Я это, не шучу.
Но Юра Будкин неумолим: «Вы будете извиняться, Михаил Иосифович?!»
Михаил Иосифович отвечает ему: «Одна секундочка» (шесть раз подряд), — и не по одной, и не по секундочкам, снова начинает рассказывать, что мегера Бычкова довела его до состояния грогги, в то время как он хотел рассказать в эфире про разницу между кандидатами на пост президента Франции Макрон и Ле Пен.
Я уже подъезжал к месту встречи, но не мог оторваться от аргументов писателя. И вот мой любимый фрагмент из этого, на котором я уже решил, что хватит и надо идти заниматься своими делами, чтобы не превратиться ни в Бычкову, ни в Веллера (я уже с сайта «ГМ» это взял):
«"Но можно довести только на полпути до самоубийства, до депрессии. Точно так же можно довести до нервного приступа. Масса мужей знают, что жены довели их до инфаркта. Посмотрите на эти реплики, посмотрите на эту милую бойцовую радостную улыбку ведущей — это улыбка советской официантки, перед которой беснуется клиент, а она говорит администратору: „Вы видите, это же истерик, я ему ничего плохого не сказала“. Есть такая техника, вот это и произошло. Подлость в том, что это было абсолютно неожиданно"».
Писатель сравнивает ведущую Бычкову с субъектом, доводящим человека до самоубийства. Кошмар. Вся эта балалайка была бы прикольна и смешна. За одним исключением.
Пожилой Веллер называется «писатель». Ему дают эфир на радио, на ТВ, он имеет кучу блогов в СМИ. Этот не совсем здоровый человек имеет обширные информационные площадки для влияния на умы и медийную повестку в России. Хотя, если прислушаться, это плохая копия Жванецкого, но в бумажном варианте.
Веллер пишет исторические очерки, публицистику, мистику. Если бы он не кинул стакан в Бычкову, сойдя с ума на ровном месте, все бы так и думали, что товарищ несет учение в массы. А ведь он и несет учение в массы. Представляете, что будут дальше нести эти массы в массы?