Литература

Как отражены наемники в современной литературе

0 10151

Солдаты удачи. Наёмники. Так называют людей, отправляющихся в зоны вооруженных конфликтов подзаработать. Про них снято много фильмов, преимущественно голливудских.

Не отстают от киношников и писатели. Недавно была опубликована книга «#Ихтамнет» Ильи Мазаева. Произведение весьма оригинально. Точнее сказать, это литературная бомба, запал которой ещё тлеет, но скоро она шарахнет, звеня отзывами и рецензиями критиков.

Рассказы — зарисовки ситуаций, быта, взаимоотношений солдат удачи. Сначала автор пытается прояснить, что скрыто у героев «под тельняшкой и бородой» и их мотивацию: «Адреналин — для офисного планктона: страйкбол, лыжи, мотоцикл. Наёмнику — бабло, и жить в каждом миге, в каждом вдохе, среди одинаково сумасшедших». При этом они патриоты.

Автор не пытается уберечь читателя от шокирующих деталей и ужасов войны. Пацифистов просьба «удалиться от экранов». По сути это пронзительная военная версия «Криминального чтива» со стрельбой, местами рассуждениями за жизнь.

Некоторые выражения и слова наверняка будут понятны только служивым людям. Например, «мужик» может означать и почетный орден, гирлянда вовсе не ёлочное украшение, а сеть мин на гребне бархана. Автор скуп на разъяснения. Читателю самому предстоит догадаться на какой войне происходят действия.

Книга богата на образные выражения и удачные сравнения, порой нагнетающие драматическую обстановку. Сюжеты рассказов не размылены. Автор пишет так, словно стреляет короткими очередями из АКМ.

Чуть отвлекусь. Сходил намедни на выставку Фёдора Конюхова (восторг — кого заинтересует, напишите в комментариях, распишу подробнее). Там есть портрет Антуана де Сент-Экзюпери, частично склеенный из журнальных страниц. Так вот, писателю Илье Мазаеву удалось из каких-то ярких кусочков собрать образы героев повествования.

Портрет Экзюпери авторства Конюхова

Портрет Экзюпери авторства Конюхова

Отвлекусь еще раз. Работал долго в одной главной столичной газете. Личный состав — замечательные люди. Преимущественно женщины. И это вносило определенные коррективы в содержание издания. Главред периодически отмечал перебор с «кошечками-собачками» и обилие женских тем и лиц на фото в газете. Бил кулаком по столу и требовал достать слесаря-метростроевца с огромным гаечным ключом или усатого пожарного с мужественным лицом.

По-моему, с книгой «#Ихтамнет» похожая история, но в плоскости современной прозы. Она (история) будет интересна всем, кто отличает цевьё от шептала, кто не носит коротких штанишек и не стесняется крепких нецензурных выражений.

Доселе в нише «про военных и силовиков» убедительно господствовал Захар Прилепин. Полагаю, Илья Мазаев в тельняшке (насчет бороды — не знаю) с нашими патриотическими наёмниками немного его потеснил.

Больше интересных рецензий читайте в телеграм-канале OneRideroDay