Концепция сильного технического вуза в автограде обретает первые очертания: местный филиал КФУ заключил уже второе из трех соглашений о двойных дипломах — на этот раз с МГТУ. С подачи «КАМАЗа» университеты намерены вместе выпускать автомобилестроителей, и уже этой осенью НЧИ КФУ готов набрать будущих производителей электромобилей. Между тем федеральному правительству уже поручено заняться темой технического вуза в автограде — не даром премьер-министр Михаил Мишустин побывал в этом месяце в Челнах.
ЧЕЛНИНСКИЕ СТУДЕНТЫ С МОСКОВСКИМИ ДИПЛОМАМИ
Сразу два диплома о высшем образовании — от Казанского федерального университета (КФУ) и от Московского государственного университета им. Н. Э. Баумана (МГТУ) — смогут получить студенты, решившие обучиться на автомобилестроителей. Совместная образовательная программа вузов стартует пилотным курсом уже этой осенью, а в будущем будет расширяться за счет новых и новых компетенций.
По словам директора центра медиакоммуникаций НЧИ КФУ Елены Алеветдиновой, текущие договоренности с МГТУ пока не обрели окончательной формы — совместной работе и двум дипломам определенно быть, но учебные планы еще дорабатываются и какие-то курсы могут поменяться.
«В НЧИ КФУ стартует набор на новый профиль „электромобили“ в рамках уже существующего направления „Электроэнергетика и электротехника“. Эта образовательная программа реализуется совместно с Московским государственным техническим университетом имени Баумана по единому учебному плану. Студентам предоставляется возможность изучить одну из самых востребованных на сегодня специальностей в двух престижных вузах страны и получить сразу два диплома о высшем образовании»,— рассказала Алеветдинова «Вестям КАМАЗа».
Электрокары — лишь одна из вероятных программ, хотя и относится к приоритетным и запланирована к запуску уже с 1 сентября текущего года. В перспективе на 2022 год рассматривается открытие еще двух направлений: «Энергомашиностроение» по профилю «Автомобильные двигатели (гибридные, электрические, водородные)» и «Наземные транспортно-технологические комплексы». Вообще вузы составили большой перечень компетенций, заточенных под разные сегменты автомобилестроения — традиционные, гибридные, электрические, беспилотные технологии, каждая из которых требует целого ряда специалистов. Какие конкретно специальности будут внедряться в образовательную программу на первом этапе, покажет время.
«Специалисты будут готовиться в соответствии с потребностями автомобилестроения в новых компетенциях»,— добавила Алеветдинова.
Отметим, что диплом Бауманки на рынке труда сегодня котируется даже выше, чем свидетельство об образовании от МГУ — зарплату выпускникам МГТУ предлагают больше. Согласно рейтингу рекрутингового агентства Superjob, который анализирует заработки выпускников последней пятилетки, МГТУ делит второе место среди российских вузов с питерским Национальным исследовательским университетом ИТМО и московским Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ. Навыки выходцев из всех трех вузов московские работодатели оценивают в среднем в 190 тыс. рублей уже в первые пять лет после трудоустройства. Чтобы конкретизировать сумму, аналитики Superjob сделали срез по IT-отрасли, так вот: «айтишникам» от МГУ предлагают 180 тысяч, а на большую сумму — 230 тыс. рублей — могут рассчитывать только выпускники Московского физико-технического института.
Казанский университет занимает в этом же рейтинге 9 место, фактически пропустив вперед 12 учебных заведений, некоторые из которых расположились на одинаковых позициях. Выпускникам КФУ в Москве платят усредненные 135 тыс. рублей. Иначе говоря, студентам КФУ, как казанским, так и челнинским, от совместной программы вузов выгода прямая и весьма ощутимая. В целом же, как поделились аналитики агентства с «Вестями КАМАЗа», средние рыночные зарплаты в отрасли даже при коронакризисе растут с опережением инфляции, на 10−11% в год.
СОЗДАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ЧЕЛНАХ ОЗАБОТИЛАСЬ ФЕДЕРАЦИЯ
Как рассказала «Вестям КАМАЗа» директор департамента развития персонала Светлана Михеева, кооперацию с МГТУ челнинскому вузу предложил автогигант, как заказчик подготовки определенных специалистов. «КАМАЗ» же сформулировал и требования к результату учебы.
«Как и всегда, „КАМАЗ“ активно участвует в развитии системы образования не только в формате интеллектуального спонсорства и политической поддержки. В настоящее время, к примеру, идет работа по созданию лаборатории „Прогрессивные технологии автомобилестроения“,— обозначила Михеева роль компании в развитии технического образования,
— „Заказ“ на подготовку специалистов тесно связан и с мировыми трендами в автомобилестроении, и с нашей стратегией развития. Помимо „традиционных“ инженеров нам требуются „штучные“, но мощно подготовленные — в частности, специалисты по водородным технологиям, разработчики аддитивных технологий, разработчики программного обеспечения и автомобильной электроники и другие. Уже сейчас надо задумываться о подготовке инженеров будущего — например, проектировщиков умных материалов, проектировщиков интермодальных транспортных узлов…»Спикер подчеркивает, что у вузов нового альянса есть свои сильные стороны, которыми они способны дополнить друг друга и получить синергитический эффект. Так, в Москве крепче академическая база, а в Челнах — практическая, заточенная на автомобилестроение.
Напомним, что одна образовательная программа двойных дипломов в интересах «КАМАЗа» уже была подписана НЧИ КФУ на прошлой неделе: челнинский институт договорился о совместной работе с Костанайским региональным университетом им. А. Байтурсынова. Вузы пока не заявили совместного учебного плана, но начали работу над ним. В рамках союза они готовы вести и научные исследования, а ректор КРУ Алма Дощанова в своем аккаунте Facebook после подписания соглашения выразила уверенность, что коллаборация двух вузов с промышленностью даст толчок модернизации высшего образования как такового.
Как выяснилось из разговора с Михеевой, на двух программах двойных дипломов «КАМАЗ» и КФУ не остановятся — сегодня прорабатывается и третья. Еще одним партнером НЧИ КФУ в Казахстане может выступить Рудненский индустриальный институт. Подобные соглашения, по словам спикера, вписываются в концепцию создания в Челнах сильного технического вуза на базе НЧИ КФУ, о чем речь идет уже несколько лет, в том числе на уровне республиканского правительства. Теперь к проекту подключились и федеральные власти.
«Одно из направлений усиления и развития технического образования — это как раз партнерские и просто новые образовательные программы,— подчеркнула Михеева,
— Второе важное направление — создание современного кампуса и мощной лабораторной базы. Республика Татарстан выделила средства на разработку проектно-сметной документации лабораторного корпуса и нового общежития для студентов и преподавателей города. Более того, по итогам недавнего визита премьер-министра России Михаила Мишустина на „КАМАЗ“ тема развития технического вуза в Набережных Челнах вошла в перечень поручений правительству России».