«Несносные боссы 2» (Horrible Bosses 2)
США, реж. Шон Андерс, в ролях: Джейсон Бейтман, Чарли Дэй, Джейсон Судейкис, Крис Пайн, Дженнифер Энистон, Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Кевин Спейси.
Стряхнув с себя невыносимых начальников, Ник, Дейл и Курт сами стали боссами. И придумали душ, который вместе с водой выдавливает на тебя и шампунь: принцип автомойки позволяет и человеку мыться в два раза быстрее. Каким бы дурацким не казалось изобретение, на него быстро находится покупатель, заказывающий партию в сто тысяч насадок. Однако по необъяснимым причинам партнёры не прописывают условия соглашения на бумаге, что позволяет циничному бизнесмену самым наглым образом «кинуть» своих наивных поставщиков. Первая реакция друзей, конечно, та же, что и раньше: «Убьём этих ублюдков». Но поразмыслив, они решают, что похищение с требованием выкупа на сей раз будет уместнее.
Ладно, Дейл и Курт — и правда недалёкие парни. Но как мог Ник, который некогда был настроен занять высокий пост в серьёзной компании, так безоглядно ввязаться в дело без гарантии выплаты определённых процентов? Куда смотрел он, самый благоразумный в этой троице?!. Вопрос, не имеющий ответа — ибо блесни тут здравый смысл хоть на секунду, сюжет бы развалился, а фильма бы попросту не было. Но в том-то и дело, что логике здесь не место: «Несносные боссы» рассказывают о парнях, напрочь забывших о таком свойстве человеческого мозга как Думать — и действующих либо интуитивно (по большей части), либо подражая любимым киногероям. Причём их не останавливает даже тот факт, что в кино крайне мало примеров, когда похитители выходили из затеянной ими передряги победителями: их-то фильм лучше прочих получится, так что почему бы и не рискнуть.
«Несносные боссы», кстати, для этой картины — малоподходящее название, так как собственно боссов здесь уже и нет. По большому счёту, это вообще могла бы быть оригинальная комедия с новыми героями — но в наше время от возможности забацать успешную франшизу не отказываются, потому как продвигать фильм с цифрой «2» на афише куда легче, да и зритель чувствует себя спокойнее, видя уже знакомые лица приблизительно в тех же самых (или хотя бы похожих) обстоятельствах.
И хотя преклонение сиквела перед оригиналом иногда может выйти боком, изменений в актёрском составе не наблюдается: авторы добавляют красок криминальному «советчику» Джейми Фоксу, возвращают в строй (пусть и притягивая это возвращение за уши) сексуально озабоченную героиню Дженнифер Энистон и умудряются включить в сюжет даже персонажа Кевина Спейси, мотающего четвертьвековой срок в тюряге. Это рискованно, потому что не совсем, опять же, логично (впрочем, вопросы логики мы уже закрыли), но в целом желание отдать все долги, конечно, похвально: ведь именно на «звёздных» боссов шли зрители в кино три года назад, так почему бы теперь, когда звёздами стали уже исполнители главных ролей, не вспомнить добрым словом ветеранов.
Новые враги — не совсем всё же боссы, но принцип суперзвёздности отменять не стали, добавив в обойму ещё одно оскаровского лауреата Кристофа Вальца (роль которого, однако, сводится лишь к нескольким минутам на экране) и Криса Пайна из «Стартрека». Последний, признаться, «делает» всех, обнаруживая в себе доселе скрытый потенциал отменного комика. Его Рекс — тот ещё шутник и тот ещё негодяй; сплав этих качеств получается если не взрывным, то ядрёным. К тому же именно он высказывает здесь неожиданно здравую мысль о том, что американская мечта давно производится в Китае. Будь этот фильм не комедией, а драмой, это признание вполне можно было бы счесть для голливудского кинематографа революционным; но в устах шута его легко и не заметить.
О Бейтмане, Дэе и Судейкисе и сказать нечего, кроме того, что молодцы, молодцы, молодцы. В принципе, для каждого из них первые «Несносные боссы» стали теми золотыми воротами, которые могут оказаться далеко не перед каждым актёром. До 2011-го в широком смысле более-менее известен был только первый из них, да и тот чаще держался в тени более крупных имён. Сейчас же они начали обзаводитьсяи сольными проектами, но самый класс показывают всё равно в командной игре. Описать которую не помогут никакие цитаты: это комедия не столько про то, что говорят, сколько про то, как произносят.
Тут нет каких-то отдельных ударных фраз, которые можно запомнить и потом повторять вместо анекдотов. Тут первым делом важны контекст, интонация, а порой ещё и акцент — именно от их сочетания и рождается шутка, разделённая, как правило, на три голоса. Вот, допустим, в письме о выкупе была цифра в пятьсот тысяч, Рекс подписал туда нолик — и Дэйл восклицает: «500 миллионов!», после чего друзья его поправляют. На самом деле это очень смешно, но описать как этот, так и любой другой гэг — потерять на письме добрую половину его обаяния. В связи с этим необходимо отменить сверхточную работу российских мастеров дубляжа, сумевших не растерять (как иногда, к сожалению, бывает) всей заложенной в сценарии соли.
Дополнительный и немаловажный плюс — сцены, решённые и вовсе бессловесно. Конечно, трюк со служанкой, не заметившей спрятавшегося в шкафу незнакомца, необыкновенно стар — но смех в зале зачастую зависит не столько от новизны, сколько от качества исполнения. А шутка про сверхдлинный товарняк, задержавший полицию (и самих героев), и вовсе не подлежит вербальному описанию: получится дольше самого поезда, а того же эффекта не будет. Погоня, к слову, здесь такая, что ей и многие боевики позавидуют.
Но нельзя не отметить и минусы — к числу которых относится и грубость, если не сказать пошлость некоторых моментов. Преимущественно они связаны, как и в первой серии, с образом, с максимальной раскованностью воплощённым Дженнифер Энистон. Тут, понятное дело, многое можно вытерпеть, особенно если учесть, что невинные дети в зале точно не предполагаются — иначе это будет нарушение не только государственных, но и просто моральных законов. Но всё-таки когда актриса, памятная миллионам как Рэйчел Грин, предлагает мужику «сходить» на неё, — это скорее не «ха-ха-ха», а «бррр» и «фууу»: не смешно, а противно. С другой стороны нельзя не признать, что выражение «Мой Моби Дик», предполагающее у зрителя определённый уровень образования, в подобного рода комедии звучит очень круто, пусть даже и относится в данном конкретном случае к члену Дейла.
Если же принять пикантные остроты просто как неотъемлемую данность (ну, они порой действительно убойно смешные, да и потом, чёрт с ними, мы знали, куда пришли), то этот сиквел покажется даже сильно лучше оригинала. И не только потому, что смеяться над липовым похищением не так ужасно, как смеяться над попыткой тройного убийства. Здесь более чем удачно скомпонован сюжет, налицо энергичная, не теряющая ритма постановка (банальное «на одном дыхании» будет весьма кстати), а главное — имеется и материал, и простор для полноценного актёрского капустника, в котором равно блистательны и сольные, и командные выходы. В отличие от первого фильма (забавного, но уж точно не выдающегося), вторую картину наверняка даже захочется когда-нибудь пересмотреть.