Культура Советы

Как правильно управлять снами ребенка

1 10909

«Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф», — полагает авторитетный специалист кандидат искусствоведения Лилия Демина.

Итак, колыбельные песни. Я, как няня по профессии, убеждена, что колыбельные песни ребёнку должна петь всё-таки мама, няня может выбирать новые песни, собирать плейлист и включать, рассказывать о сюжете колыбельной ребёнку в игровой форме, пересказывая как сказку, например.

Няня может экспериментировать с белым шумом и звуками природы, песнями китов и любыми другими способствующими засыпанию новинками, но именно петь колыбельные должна мама. Не потому, что няне лень, а потому, что это уникальный момент, трепетный, рождающий особую взаимосвязь между мамой и ребёнком. К тому же дети растут быстро, и в какой-то момент период укачивания даже захочется продлить, но ребёнку он становится уже не нужен, и колыбельные заменяются чтением сказок.

В этой статье, полагаю, сумела привести интересные и убедительные доводы для доказательства вышесказанных утверждений.

© kidsbebus.ru

Интересные факты о колыбельных

Для подогревания читательского интереса к этой теме как специалист, отучившийся в своей время в педагогическом на истфаке и затем глубоко погрузившийся в историю этого древнего фольклорного жанра, приведу для начала ряд интересных фактов.

  • Колыбельные песни имеют схожую стилистику с таким обрядовым жанром музыкального фольклора, как плач, плачевая культура, оплакивание.
  • Колыбельные песни имеют мистическое значение в фольклоре разных народов.
  • В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
  • Слово, сказанное над колыбелью, читалось как заклинание.
  • Одни колыбельные песни были для богатых, другие для бедных.
  • Структура колыбельных

    Колыбельные песни — один из древнейших жанров детского песенного фольклора. Исполняется мелодия или песня, напеваемая голосом для успокаивания и дальнейшего засыпания.

    Отличительным признаком колыбельной песни от других песен является её цель — достичь засыпания человека. У всех народов колыбельная не требует каких-либо музыкальных инструментов для исполнения, достаточно только голоса. Укачивать ребёнка в давние времена считалось целым искусством. Колыбельные песни имеют разную жанровую природу и по-разному исполняются при убаюкивании.

    Темы и сюжеты колыбельных песен

    Сюжет колыбельной — это инструмент магической защиты ребёнка в окружающем мире.

    В традиционной народной культуре колыбельная могла выполнять магическую охранную функцию оберега для ребёнка, призывались в помощь сон, дремота, угомон. Мне кажется важным знать о таких вещах, что Дрёма — это вечерний и ночной дух, у него был образ маленькой мягонькой бабуленьки или маленького человечка, приходивших помогать укачиванию.

    В колыбельных встречаются различные герои из реальной жизни ребёнка, такие как Кот-коток или Голубь-голубок, часто присутствует описание бытовых моментов (сварить кашу, надоить молока, закрыть окна и ставни) и природных явлений (закат, звезды, светящий месяц), что способствует последовательному и детальному знакомству малыша с окружающим миром.

    Наговорный сюжет на защиту малыша

    В колыбельных с наговорными сюжетами на защиту, например во всем известной песенке «придёт серенький волчок и укусит за бочок», мы видим наговорную защиту от реально существующей ситуации встречи ребёнка с волком. Когда все поселения были окружены лесами, встреча с лесным жителем была моментом реальной опасности для ребёнка, поэтому в колыбельной идёт отыгрывание ситуации текущего времени.

    Или вот пример наговорной песни на богатство для ребёнка в будущем: «Будешь в золоте ходить, будешь нянечек дарить». Здесь мы слышим уже напутствие, утверждение: будешь ходить в золотом шитье, добра в доме будет много, будешь подарки дарить.

    Таким образом, говоря современным языком, колыбельные — это своеобразная карта желаний.
    Лейтмотив любой колыбельной — это забота о ребёнке, через метафору или сюжет. Дети чувствуют эту обволакивающую заботу, они видят маму или папу героем песенки, слышат голос — все это действует на внутреннее спокойствие малыша очень благотворно.

    © ru.committed-to-kids.com

    Осязаемая польза

    Исполнение колыбельных несет в себе не только мистическую пользу, но и вполне осязаемую медицинскую. Так, колыбельные помогают развивать когнитивные способности малыша.

    Сложно понять смысловую нагрузку строчек из другой колыбельной: «Мать пошла пелёнки мыть, дочку нечем покормить». Вот тут вообще ни намёка на позитивное мышление, но тем не менее, слушая эту песню в детском саду, я надеялась (и на самом деле развивала свои когнитивные способности), что в речке эта мама намоет слиток золота и всё станет существенно лучше. Как выяснилось позже, всё действительно сложилось и в конце колыбельной бабушка варит уху.

    Кстати, о колыбельных из детства: это интересный исследовательский момент в работе со сказкотерапией и когнитивной психологией, как сказкотерапевт вам говорю.

    Детали процесса

    Шепот — важнейший инструмент в исполнении колыбельных песен. Также для исполнения колыбельной песни важен момент нашептывания, свойственный для заговоров или отчиток, которые существовали для лечения или очищения от сглаза.

    Нашептывание в колыбельных схоже по звучанию с белым шумом, таким популярным сейчас средством для засыпания и расслабления не только для детей, но и для взрослых.

    © unsplash.com

    Белый шум, кратко

    Белый шум — равномерный фоновый звук, напоминающий звуки мощного водопада. Сразу проведу обобщающую нить шепота и белого шума: заговоры и нашептывания часто проводились над журчащей проточной водой, с частыми шипящими звуками и присвистом, что очень похоже на динамику современного белого шума.

    Название объединяющее, потому что белый цвет объединяет все существующие цвета (это про электромагнитные волны всех частот видимого спектра, а не цвета радуги). Прелесть белого шума для ребёнка — в напоминании звуков утробы матери, прелесть белого шума для современного взрослого человека — в абсолютной неинформативности этого звука. Эффективность засыпания под белый шум была подтверждена исследованием, в ходе которого две группы детей засыпали разными способами: первая группа с помощью белого шума, вторая группа — с помощью традиционных покачиваний в кроватке. Шестнадцать младенцев из первой группы заснули через пять минут после того, как им включили белый шум.

    Формула идеального плейлиста для детского сна

    Белым шумом очень грешат как няни, так и родители. Мой индивидуальный для каждого ребёнка плейлист «Колыбельные» строится на формуле «фольклор и эстрадное исполнение колыбельных — белый шум — песни китов или музыка для релаксации». Я вижу это так: у малыша сначала идёт сюжетная линия, он узнает героев, мелодию, сюжет; далее включается белый шум, чтобы расфокусировать внимание, отпустить эмоции, замедлиться.

    Закрывают плейлист #колыбельныеняни мои любимые песни китов: последние новости из мира науки говорят, что звуки, издаваемые китами, влияют на ребёнка так же благотворно, как и прослушивание классической музыки.

    Кстати, из классической музыки среди колыбельных всегда есть «Вокализ» Рахманинова в исполнении Аиды Гарифулиной, и я очень рекомендую его для детского дневного сна на невысокой громкости.