Несмотря на текущие события и то, что в связи со сложившейся обстановкой довольно-таки сложно обсуждать какие-то перспективы развития чего-либо в нашей стране, я всё же буду время от времени делать посты на интересующие меня темы, пусть они даже будут неактуальны или частично актуальны.
Участник форума «Наш транспорт» Михаил Соколов нашёл любопытную информацию о проекте 4-го главного пути Московского центрального кольца (далее — МЦК), и я решил поделиться с вами соображениями на этот счёт.
Предпосылки
Для начала следует отметить, что информация о перспективах строительства 4-го главного пути МЦК появляется не первый раз, и я даже делал пост на эту тему, где разбирал возможные перспективы такого проекта. Наверное, первый признак таких планов — оставленные про запас устои под ещё один однопутный пролёт на путепроводе через Дмитровское шоссе, которые там оставили в процессе реконструкции МЦК под пассажирское движение.
Наверное, первое появление в официальных планах случилось в 2020 году в презентации на сайте АНО «Дирекция Московского транспортного узла», выложенной от имени Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области. Там 4-й главный путь МЦК был показан почти на всём протяжении кольца от Шелепихи до Автозаводской, что вызывает много вопросов, особенно в плане участка от Нижегородской до Автозаводской, где отсутствуют какие-либо заделы для такого решения.
Примерно в марте 2021 года стала доступна Схема развития московского железнодорожного узла до 2030 года от ГАУ «Институт Генплана Москвы» с показанным на ней перспективным участком 4-го главного пути МЦК от Угрешской до Владыкино на Ленинградское направление Октябрьской железной дороги (при помощи будущих соединительных ветвей № 2б и № 3).
29 мая 2021 года на МЦК был открыт вокзал Восточный, на который было выведено транзитное движение поездов дальнего следования с реконструируемого Курского вокзала. Однако эти поезда пока вынуждены тратить время на оборот через станцию МЦК Лихоборы, чтобы после смены ведущей головы состава уйти по соединительной линии № 2а с МЦК в сторону станции Ховрино на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги (в обратную сторону аналогичный манёвр происходит через ветвь № 2).
При строительстве эстакады для 3-го главного пути МЦК на участке между путепроводами через Дмитровское шоссе и Валаамскую улицу (входящую в Северную рокаду) на эстакаде оставлен «задел» для строительства ветви № 3, которая примкнёт к ветви № 2а, требующейся для прямого движения с МЦК на Октябрьское направление.
Для движения в обратную сторону по планам предстоит построить ветвь № 2б, которая примкнёт к ветви № 2. Выше на схемах показаны проектируемые соединения (взяты из Госзакупки № 7747/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2021 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва — Алабушево под специализированное пассажирское сообщение» от 7 июля 2021 года).
Как видно на показанном выше кадре из ролика, снятого 23 февраля 2022-го, с YouTube-канала kosh_marius, проект эстакады Северо-Восточной хорды (входящей в Московский скоростной диаметр) был выполнен с учётом строительства перспективной ветви № 2б.
Итого, северо-восточный сектор МЦК будет необходим для связи вокзала Восточный с Ленинградским, а также Савёловским и Ярославским направлениями.
Юго-восточный сектор — это связка с Казанским, Рязанским и Курским направлениями. Скорее всего, Восточный не будет временным вокзалом и поезда дальнего следования (за редким исключением) уже не вернутся на Курский вокзал, который станет промежуточным остановочным пунктом второго и четвёртого Московских центральных диаметров (далее — МЦД) и конечной пригородных поездов Курского и Горьковского направлений.
А вокзал Восточный ждёт развитие инфраструктуры. Вот что в 2021 году написал Александр Чекмарёв.
«По окончании строительных работ по реконструкции Курского вокзала и сооружения IV главного пути Горьковского направления на участке Курский вокзал — Карачарово (то есть примерно 2024 год) скоростные поезда „Ласточка“ на Иваново и Нижний Новгород вернутся обратно на Курский вокзал. Сложнее с нижегородскими „Стрижами“. <...>А вот транзитные поезда останутся на Восточном вокзале уже навсегда. Более того, их число будет только прирастать. Развитие проекта МЦД-3 наложит определенные ограничения на пропуск транзитных поездов через Митьковскую ветку (с Казанского на Ленинградское и Ярославское направления), потому эти поезда, возможно, тоже переведут на МЦК с остановкой на Восточном. К слову сказать, сейчас тарифной остановки по Москве они не имеют вообще.
Для пропуска такого количества поездов, скорее всего, на Восточном будет построена еще одна длинная высокая платформа (этот вопрос уже сейчас рассматривается), ну и в идеале, конечно, построить хотя бы на некоторых участках IV главный путь на МЦК. Но этот пункт уже, скорее, очень дальнее будущее.
А вот в более ближнем будущем строительство (точнее, восстановление) прямых съездов на Ленинградское направление с МЦК (ветка 2б, а в перспективе и ветка 3), для пропуска поездов с МЦК на Ховрино напрямую, без смены направления движения. Это позволит сократить время в пути на 40-50 минут, что, конечно же, очень существенно.
Также не исключено, что в будущем с Восточного вокзала будут отправляться и какие-то другие поезда, необязательно транзитные. И это могут быть как новые поезда, так и переключение каких-то из существующих на временной или постоянной основе».
Обоснование проекта участка 4-го главного пути МЦК
Итак, что было обнаружено сейчас. На сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования был загружен контракт РТМ-349/18 от 23 октября 2018 года, опубликованный 8 апреля 2020-го и утверждённый 20 июня 2020 года, который называется так: «Внесение изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения в части строительства 4 главного пути МЦК на участке между Ярославским и Открытым шоссе, в том числе реконструкции станции Белокаменная».
В приложениях к контракту есть документ, который называется «Материалы по обоснованию в текстовой форме», вот он-то нам и нужен. К сожалению, никаких иллюстраций в этом и других документах на проект нет, поэтому разбавлю цитаты из обоснования проекта своими комментариями и схемами из других источников.
«С целью сохранения существующих размеров дальних пассажирских поездов Курского и Горьковского направлений, следующих назначением Юг России — Санкт-Петербург, ускоренных межрегиональных оборотных поездов назначением Иваново — Москва и Нижний Новгород — Москва, а также приема и отправления пассажирских поездов на станцию Москва-Пассажирская-Павелецкая с проведением ее реконструкции и строительством пассажирской технической станции на территории станции Москва-Товарная-Павелецкая и реконструкции Павелецкого вокзала Департаментом управлением бизнес-блоком „Пассажирские перевозки“ предложен вариант переноса вокзального комплекса на МЦК (Восточный вокзал), что возможно только со строительством дополнительного IV главного пути на участке Лихоборы — Угрешская МЦК».Интересно, что из 2018 года проект вокзала Восточный уже виделся вместе со строительством 4-го главного пути МЦК между Лихоборами и Угрешской, что и попало на схему 2020-го, которую я показывал в начале поста.
«Участок строительства IV главного пути между Ярославским и Открытым шоссе является первым этапом усиления существующей железнодорожной линии МЦК между станциями Лихоборы и Угрешская, который позволит в дальнейшем обеспечить увеличение размеров движения транзитных поездов в пиковое время (предпраздничные и летние перевозки) при сохранении грузового движения и наличии местной работы на ряде станций МЦК, а также обеспечить прогнозный перспективный рост пассажиро- и поездопотока Московского центрального узла на пятый и десятый год эксплуатации».В качестве первоочередного участка строительства выбран перегон между остановочными пунктами Ростокино и Белокаменная. Возможно, это связано с тем, что тут больше всего требуется построить (реконструкция Ростокино, горловин станции Белокаменная, путепровод через Ярославское направление Московской железной дороги).
«Учитывая, что данный участок непосредственно примыкает к территории ООПТ „Национальный парк „Лосиный остров“, возможность доставить к месту отдыха большее количество пассажиров с посадкой и высадкой на остановочном пункте Белокаменная будет иметь положительный социальный эффект».Абзац про высадку на Белокаменной я не понял. Вероятно, он добавлен сюда для красного словца. В списке работ нет реконструкции остановочного пункта Белокаменная, да и высаживать там транзитных пассажиров смысла нет.
«В рамках строительства IV главного пути на участке МЦК Ростокино — Белокаменная предусмотрены следующие мероприятия:- укладка IV главного пути и его электрификация с примыканием к станции Ростокино;
- реконструкция станции Белокаменная с переустройством станционных путей и частичным переустройством обеих горловин станций;
- устройство разгружающего моста над кабельными коллекторами на ПК76+53...»
Как отметил Михаил Соколов с форума «Наш транспорт», проект участка Северо-Восточной хорды между Ярославским и Открытым шоссе содержит в себе упоминание о 4-м главном пути МЦК.
Привожу выше часть схемы, на которой он отметил красным цветом переустраиваемые пути МЦК в районе Богородского путепровода у станции Белокаменная. Ниже — продольный разрез этого путепровода с упоминанием о 4-м перспективном пути МЦК.
«...устройство железнодорожной эстакады над путями Ярославского направления МЖД;- устройство подпорных стен;
- переустройство южного турникетно-кассового павильона;
- демонтаж кассового павильона, удлинение подземного существующего вестибюля со стороны проектируемого проезда № 1214...»
Из документа и второго фрагмента схемы Северо-Восточной хорды, которую выложил Михаил Соколов и на которой он отметил красным главные пути МЦК, попадающие под переустройство, следует то, что новый путепровод над Ярославским направлением Московской железной дороги будет построен на один путь и южнее существующих пролётов для существующих путей. На него переложат 1-й главный путь МЦК (по часовой стрелке к Белокаменной), а на его место ляжет 2-й главный (против часовой к Ростокино). 3-й главный для грузового и транзитного движения займёт место 2-го, а на место 3-го будет уложен 4-й главный путь.
Ниже — схема действующего сейчас путепровода, где мысленно нарисуйте ещё один однопутный пролёт снизу и сдвиньте номера путей соответствующим образом (4-й, 3-й, 2-й путь и новый пролёт для 1-го):
«...строительство новой береговой пассажирской платформы с устройством сходов в южный турникетно-кассовый павильон;- переустройство участка существующей платформы с приведением к габаритам путевого развития станции Ростокино;
- демонтаж кассового павильона, строительство наземного кассового вестибюля с устройством кассового блока на две — четыре кассы с зоной досмотра пассажиров со стороны ТПУ „Северянин“;
- строительство северного кассового вестибюля входной группы остановочного пункта Ростокино со стороны проспекта Мира с переходами ко вторым сходам с пассажирских платформ и с турникетными залами;
- организация перехода от северного вестибюля входной группы со стороны проспекта Мира к остановкам наземного общественного транспорта и строящемуся надземному пешеходному переходу через проспект Мира;
- планирование рельефа и благоустройство прилегающей территории транспортно-пересадочного узла „Северянин“».
Соответственно, для нового положения 1-го главного пути южнее текущего его размещения придётся построить новую платформу — береговую. А также переустроить действующий южный выход на Проектируемый проезд № 1214 остановочного пункта МЦК Ростокино. Кроме того, согласно этому документу, должен быть переустроен действующий северный выход Ростокино МЦК к остановочному пункту Ростокино Ярославского направления Московской железной дороги (вероятно, объединение пересадки в «тёплом контуре»).
Ещё одна часть проекта — строительство второго (западного) вестибюля остановочного пункта МЦК Ростокино с выходом к проспекту Мира (к действующим через него надземному и подземному пешеходным переходам). Для реализации этой задумки будет частично перестроена действующая на данный момент островная платформа Ростокино МЦК.
На «закуску» я оставил для дорогих читателей моего блога самое вкусное — фрагмент схемы из Постановления Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года № 1028-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети, расположенных в Алексеевской районе и районе Ростокино города Москвы».
Как я писал выше, контракт на участок 4-го главного пути был готов примерно в те же строки — в октябре 2018-го. Поэтому можно считать, что схема остановочного пункта Ростокино, датируемая этим же временем, актуальна как раз с учётом проекта 4-го главного пути. И действительно, выше на схеме мы видим новую южную береговую платформу и новый западный вестибюль с выходом к проспекту Мира.
Также на схеме правильно показан переход на одноимённый остановочный пункт Ярославского направления, хотя схема бывшего «Северянина» неточная (нет третьей платформы и восточного выхода), а также отсутствует надземный пешеходный переход через проспект Мира.
Но спишем это на некоторые рабочие неточности, так как другой схемы, где было бы две платформы на Ростокино МЦК, больше нигде не выкладывалось. Что ж, необходимость строительства западного вестибюля давно назрела в связи с появлением здесь пересадки на самое загруженное радиальное направление, из-за чего в действующем восточном вестибюле наблюдаются толпы народу. Будем следить за новостями, а пока на этом всё.
Актуальность
Да, совсем забыл. В связи с тем, что дальние пассажирские поезда будут выведены на 3 и 4-й главные пути МЦК, товарные составы в перспективе могут покинуть МЦК. Для этого на Большом кольце Московской железной дороги (оно же Большая Московская окружная, БМО) могут построить 2 и 3-й главный путь на некоторых участках, о чём в конце декабря 2021 года заявил начальник Московской железной дороги Михаил Глазков на видео в сюжете корпоративного канала «РЖД-ТВ» (и в статье газеты «Гудок» от 28 декабря 2021 года).
Возможно, на БМО уйдёт с МЦК и часть поездов дальнего следования. В этом смысле проекты 4-го главного пути МЦК и 3-го главного на БМО, как мне кажется, могут оказаться взаимоисключающими, а не дополняющими друг друга.
Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.