43-й кинофестиваль «Молодость» в Киеве открыл новый фильм Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды». Биография легендарного лидера «Солидарности», лауреата Нобелевской премии за мир подоспела к 70-летнему юбилею своего героя (который тот отмечал менее месяца назад) и выдвинута Польшей на соискание премии «Оскар».
Сказать, что «Валенса» - фильм ожидаемый, это не сказать ничего. Великий Вайда снимает о великом Валенсе - это интересно уже само по себе, вне зависимости от итога: уж слишком значимы в истории обе фигуры, чтобы пройти мимо подобного альянса. Интриги добавляло то, что политическое кино – «конёк» знаменитого режиссёра, совершенно особая тема в его творчестве. Тем радостнее было увидеть, что картина получилась по-настоящему хорошая – без скидок на «важность» и «значимость». И уж тем более без скидок на возраст: Вайде уже 87, в следующем году будет вот уже шестьдесят (!!!) лет, как он снимает кино – но кто ему столько даст, кто вспомнит об этом? По «Валенсе» никак не скажешь, что фильм снят «пенсионером» - это бодрая и энергичная лента, пропитанная боевым саундтреком, пронизанная ощутимым нервом борьбы и победы.
Центральной осью картины, на которой держится вся структура, становится интервью Валенсы итальянской журналистке (год назад писали, что на эту роль Вайда приглашал Монику Беллуччи, но что-то, видать, у них не срослось). А отправной точкой – события декабря 1970-го, когда по всей Польше правительство подняло цены на продукты, в связи с чем в Гданьске рабочие вышли на улицы. Вышел и Валенса – в тот день у него родился первый сын, но общее дело оказалось важнее. И хотя он призывал товарищей не поддаваться на провокации властей, но не достиг в этом успеха. Спустя десятилетие к его слову уже прислушиваются – и Лех становится лидером очередной забастовки, введшей в мировой обиход новое значение слова «Солидарность».
«Почему вы стали лидером?» – спрашивает журналистка. «Больше никто не захотел», - пожимает плечами её собеседник. «Не хочу, но надо», - с таким настроем принимает Лех порою решения. Он ведь вовсе не политик - простой электрик на судоверфи. Но здравый смысл подсказывает ему: нельзя больше молчать, нельзя больше сидеть. И на общем собрании, на котором выдвигается «конструктивное» предложение, чтобы рабочие сами себя штрафовали за невыполнение плана, Валенса встаёт и говорит: как же так, простои случаются отнюдь не по нашей вине! «Против» проголосовали все – но должен был найтись первый, кто бы сказал: «Я против», - иначе всё бы было, как всегда, как обычно.
В своём двухчасовом полотне режиссёр соединяет и хроникальные кадры (визит в Варшаву Иоанна Павла II, похороны Брежнева), и забавные, порой анекдотичные моменты. Так, однажды Леха Валенсу арестовали прямо с младенцем – отец перевозил в детской коляске запрещённую газету. Услышав истошный плач, раздающийся из камеры, женщина-милиционер не стала долго размышлять: зашла и сама покормила дитятко грудью!.. Герой истории вообще был в тюрьме частным гостем, но когда его известность превысила все допустимые нормы, ночные визитёры уже сами боялись того, что творят – и вежливо спрашивали: «Можно войти?..». А известие о присуждении ему Нобелевской премии застало новоиспечённого лауреата в лесу – пошёл за грибами, как вдруг со всех сторон журналисты набежали. Умело сплетая воедино и «низкое», и «высокое», Вайда избегает «парадного глянца» - и создаёт портрет живого, ранимого, но искренне верящего в свою правду человека.
Через всю картину проходит такая яркая деталь: уходя туда, где опасно, Валенса снимает обручальное кольцо и часы. И отдаёт их жене со словами: «Продашь, если я не вернусь». Подобная сцена в разные годы повторяется несколько раз – до самого финала, когда уже в свободной Польше любящая жена, провожая мужа в коридоре, сама надевает ему и кольцо, и часы. Их борьба – его борьба, в которой она была ему верной опорой, - завершилась победой. Вопросы, хочешь ли ты оставаться советским рабом и боишься ли ты русских танков, остались в прошлом.
Предваряя показ фильма, генеральный директор «Молодости» Андрей Халпахчи справедливо заметил, что события в Гданьске косвенно повлияли на всю дальнейшую мировую историю. Не появись «Солидарность», кто знает, началась бы перестройка. А без перестройки – обрела ли бы Украина свою независимость?.. Таким образом, твёрдое убеждение одного человека, что свобода – это законное право каждого, пошатнуло непробиваемую Систему – и изменило расстановку сил не только в родном городе, но и далеко за его пределами.
См. также: