Ровно 105 лет назад, 12 октября 1920 года, в последний путь Инессу Фёдоровну Арманд (урождённая Элизабет Инес Пешё д’Эрбанвиль) провожали со всеми почестями.
«У Дома Союзов шпалерами выстраиваются пулеметчики. Не по-осеннему жарко. Оркестр Большого театра под управлением знаменитого Вячеслава Сука играет траурный марш Шопена. После марша — партийный гимн „Интернационал“. Траурная колесница медленно трогается», — сообщала одна из московских газет.
Аскетизм и скромность зашкаливают
В стране гражданская война, голод, эпидемия испанки, тифа и холеры, разруха, разгул бандитизма, а в Москве проходят «скромные пролетарские похороны» возлюбленной Ленина «товарища Инессы».
Завезённую в Россию контрабандой в пломбированном вагоне импортную «половую революционерку» с пониженной социальной и правовой ответственностью везут хоронить на самый главный правительственный погост того времени — на Красную площадь к Кремлевской стене!
«Я искоса посматривала на Ленина. Он казался впавшим в отчаяние, его кепка была надвинута на глаза. Всегда небольшого роста, он, казалось, сморщивался и становился ещё меньше. Он выглядел жалким и павшим духом. Я никогда ранее не видела его таким», – вспоминала видная революционерка Анжелика Исааковна Балабанова (урожденная Ройзман).
Любовник был безутешен. Ну как же так? Ведь обеспечил все условия, поселил в одной из самых богатых дач, отнятых у буржуинов, в роскошной местности на территории усадьбы предков Царской семьи Покровское-Стрешнево, отправил на Кавказские минеральные воды поправлять здоровье (после подмосковной усадьбы) на денежки русского народа. А тут такая незадача — умудрилась без его присмотра на Кавказе подхватить холеру, и умерла.
«Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина: он, любя Инессу, не смог пережить её ухода…», — Ленин, как в 1924 году запишет «валькирия революции» Коллонтай в своем дневнике, так и не смог оправиться от потери любовницы,
Для общего понимания
А отчество «Фёдоровна», поди как у русских цариц взяла?