Мультипликация — это мир без границ. Возможно поэтому, атрибуты того, что сегодня называют киберпанком начали появляться в мультфильмах за долго до того, как киберпанк сформировался как жанр, например человек-кинокамера из отечественного мультфильма «Советские игрушки» (1924 год).
Не говоря уже о более поздних научно-фантастических работах мультипликаторов, таких как «Возвращение» Владимира Тарасова (1980 год).
Или «Тяжёлый метал» Джеральда Поттертона (1981 год).
Однако, полноценным киберпанком эти мультфильмы назвать сложно. В большом количестве научной фантастики тех времён (да и более ранних тоже) встречался как трансгуманизм, так и корпорации, контролирующие общество путём промывания мозгов.
Вообще интернет-споры о том, какое произведение является киберпанком, а какое нет, это отдельная дисциплина Специальной Олимпиады. Именно поэтому, сначала давайте разберёмся, что такое киберпанк.
Слово «киберпанк» было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ (к слову, жанровым киберпанком он не считается).
Ну, а вторую жизнь термину «киберпанк», подарил критик Гарднер Дозуа, в своих рецензиях на романы Уильяма Гибсона. Тогда же и были сформированы краткие критерии киберпанка «High tech. Low life», при этом «low life» обозначает не только бедность, но бесправие, незащищённость, угнетённость обычных людей.
Но не стоит причислять к киберпанку любую научно-фантастическую антиутопию. Классические киберпанк-романы, по мнению поклонников, имеют ряд характерных для сеттинга штампов, таких как развитый трансгуманизм, киберпространство и развитые транснациональные корпорации, контролирующие власть.
Подобное было, например, в романе Евгения Замятина «Мы» (1920 год), однако киберпанком он не считается (хотя, наверняка, кто-нибудь поспорит). Одной из причин является то, что помимо вышеперечисленных штампов, классические киберпанк-произведения рассказывают о ближайшем будущем, Земли, а не о временах развитых межгалактических путешествий.
Вторая причина более спорна, так как однозначно никто из «крёстных отцов» киберпанка её не подтверждал. Нельзя не отметить, что жанр появился в США в середине 80-х. В то время в Америке доминировала мода на всё японское.
Японию считали страной будущего и все что было связано с ней моментально становилось иконой высоких технологий — японские техника, автомобили, боевые искусства, музыка, стиль одежды, макияж, еда и даже мультипликация оказывали огромное влияние на культуру США в восьмидесятые, в том числе и на научную фантастику. Вследствие этого, ещё одним аспектом классических киберпанк-романов является серьёзное влияние Японии на мировую ситуацию. Как вы видите, жанр получается довольно узкий.
Литературный киберпанк оказал существенное влияние на американский кинематограф, а вот анимационная индустрия, в 80-е годы в США была преимущественно детской, киберпанк не подходил для мультиков, так как, нёс в себе слишком сложный идейный подтекст.
Но взрослая мульт-индустрия была в Японии и, конечно же, японцы не обошли стороной такое интересное явление. За всё время существования феномена, ни в одной другой стране (да и, наверное во всех странах вместе взятых) не было выпущено такого количества мультфильмов и комиксов в жанре «киберпанк».
Уже в 1986 году выходит аниме «Мегазона 23», которое многие поклонники считают первым киберпанк-аниме. Общего с жанром и правда много — компьютерные технологии, правительственный заговор, постапокалиптический мир. Но, всё же, если вспомнить и перечислить характерные черты киберпанка, то «Мегазона 23» — это скорее фантастический боевик.
В последующие несколько лет японские авторы выпускают ряд анимационных фильмов, которые в современной культуре считаются классическими представителями анимационного киберпанка (примечание: да, далеко не все они соответствуют описанию жанра, однако западные поклонники причисляют их к киберпанку), среди которых: «Черная магия М-66».
«Grey: Digital Target».
«Bubblegum Crisis».
«Dominion: Tank Police».
И конечно же «Akira».
Последний считается многими критиками одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времен, так же как и важной вехой в истории японской анимации.
Фильм оказал существенное влияние на популярную культуру по всему миру, именно из «Акиры» черпали вдохновение авторы многих работ в индустрии анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и компьютерных игр.
Вероятно, секрет успеха Акиры в том, что это не просто боевик с торчащими из людей проводами. Как и положено киберпанку, мультфильм имеет социальный подтекст и поднимает личностные проблемы, возникающие в обществе, контролируемом за счёт высоких технологий. При этом аниме заставляет задуматься о вещах, которые совсем не обязательно должны быть связаны с правительственными заговорами или высокими технологиями.
Примерно в это же время, на волне популярности фильма «Робокоп», американские авторы начинают выпуск одноимённого мультсериала. Он расчитан на детскую аудиторию и абсолютно не затрагивает проблематику «телесного» и «душевного» миров, за которую зрители полюбили фильм.
Однако, данную проблематику хорошо раскрывает аниме «Appleseed». Среди японцев есть мнение, что именно из манги «Appleseed» 1985 года черпали своё вдохновение авторы Робокопа. А ещё у японского робота-полицейского классные кроличьи ушки.
К началу девяностых японцы выпускают ещё несколько жанровых мультфильмов, таких как Cybernetics Guardian, Кибергород Эдо и Goku Midnight Eye.
Однако настоящим подарком для поклонников жанра становится американский мультфильм Эон Флакс, вышедший на MTV в 1991 году. Изначально это были короткие бессловестные зарисовки, переросшие в мультсериал с целостным сюжетом.
Но, к сожалению, киберпанк на западе не прижился как мультипликационный жанр. Во взрослой анимации стали доминировать комедии, а создание чего-то серьёзного стало слишком рискованным и дорогим делом. К тому же, мода на научную фантастику скоро закончилась и на первый план вновь вышло фэнтези.
Однако японцы продолжили радовать зрителей аниме-киберпанком и в девяностые и в нулевые. Они выпустили философский «Призрак в доспехах», заставляющий зрителя задуматься над кибернетической эволюцией и поразмыслить над такими вопросами, как «Имеет ли копия человеческого разума копию человеческой души?». Именно этим мультфильмом вдохновлялись братья Вачовски при создании «Матрицы».
В ответ японцы выпустили серию тематических короткометражек от разных авторов под единым названием «Аниматрица».
Особо много киберпанк-аниме рисовали в начале нулевых. Наиболее запоминающимеся работами стали мрачные и тяжёлые «Texhnolyze» и «Эрго Прокси», которые продолжили развивать идеи киберпанк-течения.
Огромное количество киберпанк-аниме выходит и по сей день, однако, пока, критиков мало что впечатлило. Хотя, известных и коммерчески успешных проектов хватает, например «Blame!», изготовленный специально для Netflix.
А вот кто действительно попробовал вложить силы в развитие жанра, так это сербский автор Алекса Гаич. Его мультфильм «Эдит и я» напротив рассказывает об обществе счастливом и окончательно погрязшем в потреблении на примере студентки, которой проще вживить имплантант, чем подготовиться к экзамену со всеми вытекающими последствиями. Но, несмотря на изменённый сеттинг, сама проблематика смотрится вторично.
Именно вторичность является главным бичом киберпанка в текущем десятилетии. Как среди фильмов, так и среди мультфильмов, выходили, по большей части, ремейки — «Вспомнить всё», «Робокоп», «Призрак в доспехах», «Трон: Наследие», «Appleseed», «Бегущий по лезвию».
Да и литературные отцы киберпанка признали жанр изжившим себя и теперь, по большей части, занимаются развитием пост-киберпанка. Сам же киберпанк сегодня существует скорее в виде ретрофутуризма и чаще появляется в компьютерных играх, нежели в книгах или на экранах. Хотя, русские авторы коллектива «Evil Pirate Studio» выпустили трейлер мультфильма «Киберслав», который интернет-СМИ назвали «древнеславянским киберпанком».
Будет ли работа интересной? Этого мы, пока, не знаем, как и того, выйдет ли она впринципе. Будет ли это развитием жанра киберпанк? Скорее всего, никакого отношения к реальному киберпанку иметь фильм не будет. В любом случае, приятный визуал и сеттинг авторы нам уже показали, главное чтобы сценраий не подвёл (а в русских фильмах с этим слишком часто бывают проблемы).
Материал подготовил Вася Свежий. Вступайте в группу ВК, если хотите ещё больше интересных фактов из мира мультипликации.