Общество

Как разворовывают авиапром

2 346

Громкие отставки имели место не только в столице, где только за два года, в 2008–2010 годах, согласно данным Счетной палаты, было разбазарено 230 миллиардов рублей, но и в глубинке. Взять хотя бы пример самарского ОАО «Авиаагрегат», где сейчас происходят весьма интересные вещи. У завода типичная для многих российских предприятий история: в 1996–1997 годах этот самый крупный в стране проектировщик и производитель шасси и рулевых приводов для самолетов оказался на грани банкротства – половина рабочих очутилась на улице, объем производства сократился на две трети. Какой выход нашло государство? Правильно, назначило крепких хозяйственников: исполнительным директором стал бывший главный инженер – Геннадий Кулаков.

Кандидатура выглядела самой что ни на есть подходящей: Кулаков был известен как активный сторонник технологической перестройки завода и человек дела, хорошо знакомый с производством и жестко отстаивающий свою точку зрения, – в 1995 он ушел с предприятия именно потому, что правление не поддержало его инициатив по реорганизации. И дела вроде бы пошли на лад: удалось провести конверсию, что сразу же отразилось на финансовых показателях – постепенный, начавшийся с пятипроцентного (по сравнению с предыдущим годом) рост выпуска продукции ознаменовал начало череды «тучных» лет, когда огромные задолженности предприятия были частично погашены. Эти позитивные перемены успокоили акционеров: Кулаков выглядел спасителем завода, осуществлявшим его перевооружение. Рабочие, казалось, тоже были им довольны – средняя зарплата на предприятии выросла до 17 тысяч рублей. И лишь немногим были известны условия, на которых Кулаков осуществлял свою «спасительную деятельность»: аудит завода, проведенный «Ростехнологиями» в 2012 году, показал, что эффективный менеджер единолично выписывал себе рекордные вознаграждения, по сравнению с которыми зарплаты рабочих казались жалкими подачками. Ежемесячные премии, которые добавлялись к скромным трудовым доходам «хозяина», составляли 3% от балансовой прибыли и 0,3% от объема реализации продукции. Так, за один лишь 2010 год Кулаков получил свыше 18 миллионов рублей, что составило сумму, превышавшую всю чистую прибыль предприятия за 9 месяцев!

Не обидел руководитель и ближайших родственников: его сын, пристроенный на завод директором по финансам, получил даже больше отца – 25 миллионов рублей. Плюс к этому вскрылся ряд махинаций – так, в 2008 году «Авиаагрегат» продал ООО «Р-Инвест» производственные корпуса по цене, в несколько раз ниже их рыночной стоимости. А потом… сам же эти здания еще и взял в аренду у новых владельцев. Естественно, уже по рыночной цене. Дело, достойное великого комбинатора.
После того как все эти махинации вскрылись, Кулаков был отправлен в отставку – 28 января 2011 года должность временно занял технический директор Юрий Мясников. Чудеса комбинаторики на этом не закончились – но это, как говорится, уже другая история, другая сюжетная линия. Мы за нашим-то героем уследить не успеваем, не то, что за другими. Итак, не прошло и месяца, как Кулаков выдвинул свою кандидатуру в совет директоров предприятия. Бывший директор заблаговременно подготовился, приобретя 7,4% голосующих акций «Авиаагрегата». Совет директоров, не зная, как защититься от назойливого «возвращенца», запретил ему участие в выборах, сославшись на то, что поданные им документы не содержали сведений о количестве и категориях акций, которыми он владеет. Кулаков обратился в суд, который принял его сторону: 1 июня экс-управленец вернулся в состав совета директоров компании, получив около 17% голосов акционеров.

Сам Кулаков вовсю праздновал победу, заявляя, что его избрание в члены совета директоров – следствие общественного давления на акционеров: мол, коварные толстосумы хотели меня устранить, но народ не дал. Что и говорить, народное мнение не учитывать опасно: вот Федерация профсоюзов Самарской области во главе с П. Г. Ожередовым уже, например, ведет активную кампанию за сохранение в должности Юрия Мясникова, который, похоже, последовал примеру своего предшественника, вляпавшись в столь же сомнительные аферы. Насколько хорошо организован местный профсоюз, можно видеть, например, по первомайским демонстрациям, на которые трудящиеся ходят стройными колоннами (почитайте, например, вот эту реляцию от 1 мая этого года – прямо советская классика). Но точно ли «народный» менеджер так хорош, что будущее завода без него немыслимо?

Едва ли. То, что с отставкой Кулакова череда сомнительных операций перешла на новый уровень, говорит о том, что все система, выстроенная на предприятии, располагала к воровству. Сейчас уже его «наследники» – Юрий Мясников и заместитель генерального директора по экономике и финансам Антон Пчельников – развернули целое побоище, стараясь свалить друг на друга вину за пропажу из бюджета завода кругленькой суммы в 200 млн рублей. Нет никаких сомнений, что и амбициозные зарплатные притязания Кулакова никуда не делись, да и подставные фирмы по-прежнему в строю. Хуже всего то, что вокруг предприятия образовался целый порочный круг, использующий всевозможные рычаги давления как на акционеров, так и на рабочих.

Для того чтобы сломать эту систему, нужен новый человек. Собственно, он уже есть – концерн «Авиационное оборудование», входящий в состав «Ростехнологий», собирается назначить генеральным директором предприятия Андрея Петричко, успешного московского предпринимателя. Однако новый человек никому в глубинке не нужен. Помните, с какой ненавистью приняли в шолоховской «Поднятой целине» кулаковы… пардон, кулаки присланного из центра председателя колхоза Давыдова? Увы, жизнь в нашей стране не стала гуманней за сто лет: в феврале на 37-летнего бизнесмена прямо на улице напал неизвестный, ударив его ножом в спину. Петричко повезло: он выжил, хотя и потерял три литра крови. Врачи успели спасти ему жизнь.

Это важный сигнал о том, насколько непросто будет наладить прозрачное управление на ключевых предприятиях страны: похоже, местные «хозяйственники» решили не отдавать ни пяди «родных» кормушек и цепляются за них буквально зубами.