Общество

Как «РосРАО» занимается экологическим шантажом?

3 264

ФГУП «РосРАО» - подразделение госкорпорации «РосАтом», ориентированное на обращение с радиоактивными отходами. Фактически его создали, чтобы у всех проблемных объектов в стране появился единый оператор. В собственность компании стали передавать эти объекты: предприятия утилизации атомных подводных лодок и площадка Кирово-Чепецкого химического комбината.
Речь в этом рассказе пойдёт как раз о последнем.

Объект в Кирово-Чепецке (Кировская область) — это место хранения 438 тысяч тонн средне- и низкорадиоактивных отходов, 1 200 000 тонн токсичных отходов, в том числе свыше 400 тонн ртутьсодержащих и до ста кубометров высокоактивных отходов, о которых предпочитают не вспоминать. Хранилища, построенные как временный объект, закончили свой срок эксплуатации уже несколько лет назад. Данные мониторинга показывают, что проблемы на прилегающей территории уже имеются. Объект нуждается в качественном укрытии и надёжной защите от радиации.
Несколько законсервированных заводских корпусов, где некогда «ковали ядерный щит» уже давно не ремонтируются и находятся в аварийном состоянии. Их требуется разобрать.

С 2009 года ФГУП «РосРАО» ведёт свою «деятельность» в регионе. За это время звучало много обещаний «открытости», «скорейшего начала работ» и «информации для общества». Но слова оставались словами. В глазах жителей этот объект остаётся просто опасной тайной, которой никто не занимается.
Когда речь идёт о радиоактивных отходах — допущений быть не может. Особенно учитывая близость заражённых зданий к жилым домам города и работающему производству. А хранилища и вовсе расположены в пойменной зоне перед питьевым водозабором областного центра г. Кирова. Вопрос, очевидно, затрагивает и их интересы и конституционные права.

В прошлом году, совершенно внезапно, ФГУП «РосРАО» вынесло на общественные слушания некий документ, который должен был объяснить планы приведения в безопасное состояние могильников. На деле пачка листов под названием ОВОС, выполнением которой занималась некая организация «Зелёный Патруль» была больше похожа на труд студента-двоечника, накачавшего бессмысленных и разрозненных сведений в интернете.
Документ в пух и прах разнесли областные экологи. «РосРАО» пропало ещё на год.

14 мая этого года они материализовались снова (подробности — здесь). Как выяснилось, ОВОС по выводу из эксплуатации радиационных источников Кирово-Чепецкого отделения не прошёл госэкспертизу (что совсем не удивительно). Однако, вместо исправленной версии проекта общественности предложили согласиться с прежним вариантом под угрозой потери финансирования.

ФГУП «РосРАО» представило оценку воздействия на окружающую среду, которая не во всём соответствует основным требованиям нормативных документов. В частности, документ не ориентирован на жителей города — не учитывает социальных, экономических и экологических факторов; построен на устаревших данных; не учитывает места проведения демонтажных работ и сопутствующих рисков; не описывает чётких способов проведения последующего мониторинга.

Политика, взятая «РосРАО» при молчаливом согласии управления конвенциональных проблем Кировской области, направлена на то, чтобы изолировать общество от решения вопросов, связанных с жизнью и здоровьем людей. Дважды предприятие отлынивало от своих публичных обязательств. Такое бы отношение подошло, если бы речь шла о конфетной фабрике. А тут — радиация. Разве госкомпания таким образом не занимается одной из форм экологического шантажа?
ФГУП «РосРАО» ставит альтернативу: или люди принимают проект как есть, или не получат деньги на приведение могильников в безопасное состояние. Что это, если не манипулирование конституционными правами жителей целого города ради прикрытия собственных недоработок?

Никто не вправе ставить целый город под угрозу и заставлять его жителей ждать подачки. Казалось бы: «РосРАО», как государственное предприятие, обязано заниматься подобными объектам. Если предыдущий проект оказался непригодным, его надо переработать полностью, не ограничиваясь частичными исправлениями.

История эта конца не имеет. Есть проект, который негоден для проведения нормальных работ. Есть объект, который давно требует нормального отношения, чтобы не случилось беды. И есть «РосРАО», которое не меняет своей достаточно бесчеловечной политики.
И каким образом сами люди могут исправить положение дел, чтобы их права не были пустым звуком?