Политика

Как Россия использует мягкую силу в народной дипломатии

0 591

«Мягкая сила» народной дипломатии действует через эмоции личных впечатлений. 

Чем больше иностранцев посетит Россию и увидит ее настоящую, тем выше условная лояльность и тем сложнее будет политикам в этих странах выдумывать пропаганду антироссийскую. 

Как вообще дела на этом фронте? 

Начнем с народной дипломатии туристской. Возьмем пример Крыма. Вопреки призывам украинских властей и радикалов в 2018 году украинцы посетили Крым в рекордном после 2014 года количестве 880 тысяч человек (в 2017 году — 800 тысяч). Убедились в очередной раз или впервые лично, что в Крыму жизнь улучшается и обратно никто не хочет. 

В целом своими глазами за прошлый 2017 год Россию увидели 1,8 млн китайцев (+ 13% по сравнению с 2016), 1,1 млн финнов (- 22,8%), 765 тысяч поляков (- 27,5%), 620 тысяч немцев (+ 2,5%), 290 тысяч американцев (+ 17,7%), 210 тысяч французов (+5%), 190 тысяч итальянцев (-1,6%), 180 тысяч граждан Великобритании и т. д.

Есть народная дипломатия событийная, когда люди объединяются вокруг общих интересов (спорт, бизнес, развлечения). Впервые в новейшей истории мы ощутили грандиозный эффект народной дипломатии этим летом. 

Прошедший Чемпионат Мира по футболу Путин назвал прорывом в народной дипломатии. Страну посетили не только 600 лучших в мире футболистов, глав государств и политиков, но и 700 тысяч иностранных туристов, «которые сами увидели настоящую Россию — открытую, дружелюбную, современную». 

Какие еще крупные события мы организовывали до и после Чемпионата? Их сотни, они проводятся каждый день в разных регионах, возьмем крупные на память. 

Октябрь 2017-го. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи. 12 тысяч гостей из 150 стран. Помимо Сочи 2 тысячи иностранных гостей из 67 стран участвовали в поездках по 15 регионам страны. 

Февраль 2018-го. Российский инвестиционный форум в Сочи. 6 тысяч участников из 63 стран. 

Май 2018-го. Петербургский международный экономический форум. 17 тысяч участников из 143 стран. Самые крупные делегации США, Япония и Франция. 

Сентябрь 2018-го. Восточный экономический форум во Владивостоке. 6 тысяч делегатов из 60 стран. Главы 340 иностранных компаний. 1300 представителей СМИ. Самые крупные делегации КНР, Япония и Республики Кореи. 

Сентябрь 2018-го. В Санкт-Петербурге прошел Евразийский Женский форум. 2000 делегатов из 110 стран. Женщины — главы правительств, парламентов, представители 27 самых влиятельных международных организаций, общественные деятели, ученые, бизнесмены. 

Сентябрь 2018-го. Начиная с 2015-го, уже пятый Гран -при Формула 1 в Сочи. 

Предстоят крупные мероприятия на начало 2019 года: февральский Российский инвестиционный форум в Сочи и мартовская Всемирная зимняя универсиада для студентов в Красноярске. На универсиаду ожидается 3 тысячи гостей из 60 стран.

Есть следующий уровень — народная дипломатия с погружением. Иностранцы, которые работают с Россией или в самой стране. И наконец наибольшего погружения достигают иностранные студенты. Сейчас у нас обучаются 273 тысячи студентов из других стран, к 2025 году прогнозируется увеличение до 760 тысяч иностранных студентов. 

Итак, что мы имеем и понимаем. 

Чем больше приезжает туристов, тем лучше. Надо облегчать визовый режим, строить отели, улучшать питание, разнообразить развлечения. Инфраструктуре, завязанной на туристов учить языки (на это больше всего жаловались приезжие болельщики на чемпионат болельщики). 

Чем больше крупных событий с участием большого числа иностранных гостей (спортивное, культурное, деловое и прочее) тем лучше для народной дипломатии бизнеса, культуры, гуманитарных связей и единства эмоций. 

Развитие народной дипломатии является и политически и коммерчески оправданным.