Бизнес Политика Экономика

Как Россия может взаимодействовать с Африкой в сфере сельского хозяйства

0 2138

«Российское образование — практичное», — так утверждает наш новый и весьма интересный собеседник.

Представляем на страницах «Ридуса» интервью с Яя Диа, экс-сенатором верхней палаты парламента Сенегала, выпускником Кубанского сельскохозяйственного института. О перспективах российско-сенегальских отношений с африканским политиком беседовал Виктор Васильев, собкор «Ридуса» на Черном континенте и автор нашего постоянного совеместного экспертного стрима «Круг мнений».

«Ридус»: Итак, мы находимся в городе Сэн-Луи. Где начинаем встречу с Яя Диа. И наш первый вопрос, вы можете рассказать об истории вашего обучения в России, как давно, в каком городе и в каком университете?

Яя Диа: Я учился в России с 1972 по 1978 год. Учился в Кубанском аграрном институте, ныне это Краснодарский сельскохозяйственный университет. Тропический факультет. И там я получил диплом агронома и степень магистра естественных наук.

«Ридус»: В ваше время много ли африканцев училось в Краснодаре?

Яя Диа: Много много много студентов самых разных национальностей. Только нас сенегальцев в то время было более двадцати. В Университете были представлены почти все национальности, почти все африканские страны. Также были представлены и азиатские страны. Достаточно много вьетнамцев. Весь мир. И это была поистине встреча всей Африки.

«Ридус»: На ваш взгляд российское и советское образование было качественным для африканцев?

Яя Диа: Да, у нас было очень практичное образование и обучение. Это было качественной характеристикой нашего образования. Например, у меня был очень заметный преподаватель Евгений Борисович Величко, который преподавал нам дисциплину «сельскохозяйственная мелиорация». И с тех пор, как я вернулся на родину, я забочусь только о воде. Вся моя жизнь связана с водой, и ее использованием в сельском хозяйстве. Я работаю в долине реки Сенегал. И это очень практичное занятие. И в начале наши люди не очень рационально использовали воду. Но в какой-то момент был создан Совет при Президенте, который изучил все предметы в сфере образования, связанные с сельским хозяйством. Мы все изучили, все перевели и выдали результат. Этот Совет классифицировал Тимирязевскую академию и Кубанский институт в качестве лучших мест для получения образования в сфере сельского хозяйства. Тимирязевская академия находится в Москве, и Кубанский институт находится в Краснодаре. Только эти два образовательных учреждениях были классифицированы как лучшие. И лишь потом, на уровень ниже, были отмечены французские и бельгийские образовательные учреждения. И это действительно так. У нас было много предметов и много практических курсов.

«Ридус»: И как долго вы в России учились?

Яя Диа: Шесть лет.

«Ридус»: И после того как вы вернулись в Сенегал, вы начали работать как инженер?

Яя Диа: Да, как я вернулся, то начал работать как инженер-агроном. И поскольку я уже был практиком после образования в СССР, мне пришлось работать по всем деревням. Я работал в Сэн-Луи, Матам, Бакель, и других городах провинции Сэн-Луи. Я работал с крестьянами, чтобы показать им, что и как нужно делать.

«Ридус»: Регион Сэн-Луи сельскохозяйственный? Вы можете рассказать подробнее?

Яя Диа: Вы знаете, имя нашей страны — Сенегал. Это имя реки Сенегал. Эта река начинается в Мали, далее течет вниз, и заканчивается в Сэн-Луи. И вдоль всей реки существует система орошения земель. По всему периметру реки от Мали, пересекая границу, и до Сэн-Луи. По всей длине реки. И река Сенегал одновременно является границей с Мавританией. Нами была создана «Организация по развитию реки Сенегал» (L’Organisation pour la mise en valeur du fleuve Sénégal, OMVS), для использования водных ресурсов реки.

«Ридус»: Организация создана для распределения воды между различными странами?

Яя Диа: Все так. Для организации водохранилищ. Например, имеются плотины «Манантали» в Мали и «Диама» недалеко от Сэн-Луи. Итак. Это своего рода контроль за водой. Поскольку мы живем в засушливой зоне. Мы должны экономить воду и организовывать орошение.

«Ридус»: И земля в этом регионе плодородная?

Яя Диа: Здесь всякая земля имеется. И плодородная, и соленая. Всякая.

«Ридус»: Ну, а для крестьян здесь, какое основная производимая сельскохозяйственная культура? И основное занятие, скажем скотоводство, или что-то еще?

Яя Диа: Здесь в районе реки Сенегал, вся территория является пригодной для ведения сельского хозяйства. Основная возделываемая культура в дельте реки Сенегал — рис. И если вы поднимаетесь выше от дельты, то вы встретите посевы кукурузы и сорго, а также посевы других культур. Например, помидоры, лук, плоды бамии, и другие овощи. Здесь выращивается много культур. Например, патат, картофель и так далее.

«Ридус»: Для сенегальской кухни рис — это как хлеб для русской кухни?

Яя Диа: Рис — это черный хлеб. Рис и рыба. «Чебуджен» (сенегальское традиционное блюдо). Сегодня у нас вновь стимулируется выращивание кукурузы и яблок. Традиционно еще до колонизации это была территория выращивания именно кукурузы и яблок. Уже во время колонизации сюда был завезен вьетнамский рис, поскольку Вьетнам был французской колонией. И далее, постепенно у нас появились местные сорта риса. Но это не было основой нашего потребления. И лишь со временем рис стал национальной едой.

«Ридус»: Сегодня Россия вновь открывает Африку, и начинает новое сотрудничество. И на ваш взгляд, какие перспективы развития отношений между Сенегалом и Россией?

Яя Диа: Перспектив — множество. В свое время я был сенатором, и в Сенате я создал и возглавил группу дружбы «Россия-Сенегал». Также я был ответственным лицом, председателем комиссии, которая занималась энергетикой и сельским хозяйством. И мы создали группу дружбы, и на уровне посольстве было сделано много предложений. Например, ранее у нас имелось прямое авиасообщение Дакар — Москва.
Что касается перспектив с точки зрения сельского хозяйства. Ты видишь, мы получили образование в России, и уже дожили до седых волос, но не смогли выйти на высокий уровень взаимоотношений в сфере сельского хозяйства. Мы не смогли наладить устойчивых отношений. Но мы все же надеемся, что в сфере сельскохозяйственной техники и сельского хозяйства в целом, у нас будет плодотворное сотрудничества. И также в сфере выведения и выращивания семян. Ты знаешь я выращивал пшеницу в Мексике. Но пшеница — это всегда Россия.

«Ридус»: Сегодня пшеница в Сенегал поставляется из Мексики?

Яя Диа: Нет, я учился там, в Мексике тоже. Проходил стажировку в Мехико в Международном центре кукурузы. Таким образом, возможно много проектов, которые могут быть реализованы совместно. Например, раньше мы выращивали пшеницу. Сегодня наши люди вновь пытаются искать и выращивать пшеницу. Есть много сортов пшеницы, которые бы мы хотели попробовать. Сегодня перспективно также и устойчивое развитие. Электрические автомобили. Мы должны учиться их производить. Электронная механизация. И дополнительный вопрос, который меня волнует — это лаборатории. Долина нашей реки Сенегал составляет 700 километров. Нам необходима лаборатория почвоведения. Если мы сможем оборудовать лабораторию для изучения почв прямо здесь в регионе, это будет здорово. Это не значит, что мы должны привозить студентов к вам. Но это просто означает, что должен быть обмен обучения короткими курсами для получения образования и обмена опытом. Например, в России имеется факультет тропических сельскохозяйственных наук. Мы прошли обучение на этом факультете. И когда мы приехали сюда на полевую практику, мы многому научились, получили много знаний вновь. У крестьян много знаний об окружающей среде, потому что сельское хозяйство — это наука об окружающей среде. И если этот факультет еще существует, нам есть чему там поучиться и нам еще многому предстоит научиться. И нам необходим обмен опытом. Это будет эффективно. Перспектив в общем много. Мы можем говорить об этом долго. Но я резюмирую это тем, что нам необходимо развивать обмен в сфере кадров сельского хозяйства, в сфере машиностроения, в сфере работы лабораторий и проведения исследований и экспериментов. И Краснодар сегодня стал большим городом.

«Ридус»: Краснодар — сельскохозяйственная столица России сегодня…

Яя Диа: Именно. И я знаю, что многое делается в рамках устойчивого развития. Например, это касается удобрений. Россия производит большое количество удобрений. Россия делает многое в сфере органических удобрений. Когда мы учились там, это уже было развито. Сегодня наверняка многое изменилось, эволюционировало.