Этой весной в Москве, Петербурге и Новосибирске прошли митинги за легализацию короткоствольного огнестрельного оружия для самообороны граждан. В июне в Нижнем Новгороде должны состояться дебаты по легализации оружия в России. Online812, рассмотрев историю запретов и разрешений на владение оружием в России, понял, что если следовать рецептам большевиков, то ношение оружия следует разрешить – но только членам «Единой России».
Без государева указу не стреляти
Первый намек на государственную регламентацию использования оружия частными лицами содержится в Соборном уложении 1649 года. В главе под названием «О Государеве дворе, чтоб на Государев двор ни от кого никакого бесчинства и брани не было» говорилось:
«Такоже Царского величества во дворе на Москве или где изволит Царское Величество в объезде быти из пищалей и из луков и из иного никакого оружия никому без Государева указу не стреляти и с таким оружием в Государев двор не ходити».
То есть запрещается лишь использовать оружие в присутствии государя и проносить его на государев двор. В остальном никаких ограничений на применение оружия не было, об этом свидетельствуют и документы того времени. Вот, например, картинка из жизни Москвы второй половины XVII века:
«…ныне на Москве ездят по улицам воры, всяких чинов люди и боярские холопы, в санях и пеши ходят многолюдством с ружьем, и с бердышами, и с рогатины, и с топориками, и с большими ножами и воруют, людей бьют и грабят и до смерти побивают…»
В 1682 году вышел указ, по которому «стольникам, и полковникам, и стряпчим, и иноземцам, и городовым дворянам, и детям боярским на Москве» разрешалось ходить только с холодным оружием («ходить с саблями и шпагами и с иным таким же ружьем»). Хождение по Москве с огнестрельным оружием запрещалось.
В 1684 году выходит царский указ «О запрещении стрелять в домах из ружей», в котором, в частности, говорилось: «Московских и всяких чинов людям сказать, чтоб они в домах своих ни из какого ружья не стреляли и людям своим стрелять не давали».
Этот запрет появился после участившихся на Москве пожарах от «забав» с огнестрельным оружием – пороховые ружья были весьма не совершенны, при выстреле разлетались огненные искры, что в деревянном городе XVII века было крайне опасно.
Петр I, с его страстью к тотальной регламентации, не оставил своим вниманием и частновладельческое оружие. В 1718 году вышел указ «О запрещении на дворах и по улицам стрельбы под взысканием штрафа», который не только запрещал стрелять «на дворах и по улицам из ружья ни из какого днем и ночью», но и предписывал «а буде кому для забавы выстрелить и те б люди выходили стрелять за слободы в поле, где жилья нет».
Таким образом, ограничивалось лишь применение оружия, но не владение им.
Следующим шаг в развитии законодательства об огнестрельном оружии был сделан в царствование Екатерины II. В 1782 году был издан «Устав Благочиния», который запрещал: «всем и каждому носить оружие, кому указание того не позволяет или предписывает». Для нарушителей устанавливалось наказание: «Буде кто в городе учнёт носить оружие, кому указание того не дозволяет или предписывает, с того, отобрав орудие без возврата, взыскать пеню, дневное содержание рядового, и сажать под стражу…»
Стоит отметить, что «Устав Благочиния» касался только населения больших и малых городов. Использование оружия в сельской местности оставалось не регламентированным вплоть до 1839 года, когда был высочайше утвержден «Сельский полицейский устав для государственных крестьян». В нем говорилось: «Запрещается носить при себе оружие во всякое время, исключая ловлю диких зверей и охоту. Запрещается стрелять в селениях, домах, во дворах, на улицах и площадях». В общем, все то же самое, что и в «Уставе Благочиния», только для жителей государственных деревень. Регламентация владения и ношения оружия у помещичьих крестьян целиком находилась в ведении их барина.
Не ходить с ружьем без особой надобности
Некоторая систематизации всех хаотичных правовых актов, касающихся оружия, была проведена в 1845 году, когда было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Этим Уложением воспрещалось:
– изготовление огнестрельного оружия, которое было запрещено законом или изготовление которого являлось государственной монополией;
– хранение запрещенного законом оружия;
– без особой надобности, ходить с оружием и тем более заряженным в местах, «…где сие правительством запрещено».
– держать заряженным оружие «…в домах или иных местах, где могут быть и часто бывают люди»;
– «…без явной необходимости употреблять огнестрельное оружие в доме или на дворе, или же на улице или площади, или в ином каком-либо месте, где по вероятности могут в то время быть и часто бывают люди».
Можно сказать, что именно с этого правового акта начинается полноценное отечественное оружейное законодательство. Нормы, заложенные в Уложении 1845 года, действовали вплоть до начала XX века.
Основной принцип дореволюционного оружейного законодательства был такой: ограничивалось не владение оружием, а лишь различные аспекты его использования. Оружие государством на тот момент не расценивалось как потенциальный инструмент для совершения преступлений. Оно считалось общественно опасным лишь при условии неосторожного обращения. Именно это «неосторожное обращение» государство и пыталось максимально регламентировать.
Жителям Российской империи были равно доступно и длинноствольное, и короткоствольное оружие. До 1906 года «Наган» или «Браунинг» можно было приобрести практически совершенно свободно и по вполне доступной цене (16 - 20 рублей), «Парабеллум» стоил дороже - 40 рублей. Были и более дешевые образцы оружия - по 2 - 5 рублей, но они не отличались особым качеством.
Революционные события 1905 - 1906 годов заставили царское правительство пересмотреть свои довольно либеральные, взгляды на этот вопрос.
С 1906 года купить пистолет имел право лишь человек, представивший для этого именное свидетельство (аналогичное современной лицензии), выданное начальником местной полиции (либо иным начальством).
К началу I мировой войны производство и торговля оружием осуществлялась как государственными, так и частными (акционерными) учреждениями и предприятиями. В ряде регионов существовали жесткие правила покупки оружия с обязательной подачей специального прошения на имя главы местной администрации. В других правила были более либеральными, и продажа оружия была практически свободная.
Пистолеты только для членов ВКП (б)
Уже в первые дни Советской власти одной из основных задач нового режима стало максимальное изъятие оружия у частных лиц. 10 декабря 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет «О сдаче оружия», в котором, в частности, указывалось:
«1. Обязать все население, все учреждения гражданского ведомства сдать находящееся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца;
2. За укрывательство оружия, задержание сдачи его или противодействие сдаче виновных подвергать лишению свободы на срок от одного года до десяти…»
Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не изымалось только у членов РКП (б), но не более одной винтовки и одного револьвера на человека. При этом оружие закреплялось за конкретным владельцем.
Согласно инструкции к данному декрету, право на хранение и ношение оружия давали обычные партийные билеты. Таким образом, в советской России право на оружие приобрело партийную принадлежность.
28 июля 1920 года декретом «Об охоте» ограничивается круг лиц, имеющих право на владение охотничьим ружьем. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет патронов к нему – органами НКВД. В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс Российской Федерации, который ввел уголовную ответственность (до 1 года) за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220). Обязанность по выдаче разрешений на хранение оружия, и в том числе охотничьего, была возложена на органы НКВД.
Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 года «О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ» все оружие было классифицировано и подразделено на категории. Отныне объектом купли-продажи для простых граждан могло быть лишь гладкоствольное охотничье оружие. Остальные категории оружия становились прерогативой тех, кому они было положены по долгу службы.
Незаконное владение оружием сурово наказывалось. Так, с марта 1933 года изготовление, хранение, покупка, сбыт огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения каралось лишением свободы на срок до пяти лет. В 1935 году аналогичное наказание было введено за хранение холодного оружия.
В начале Великой Отечественной войны всем гражданам было предложено сдать имеющееся в личном пользовании огнестрельные нарезное и гладкоствольное, а также холодное оружие в органы милиции и местные Советы. Трофейное оружие граждане, проживающие в освобожденных частями Красной Армии населенных пунктах, обязаны были «сдать в 24 часа воинским частям, органам НКВД или местным органам власти». Лица, не сдавшие в срок оружие и боеприпасы, подлежали привлечению к уголовной ответственности.
Либерализация без продолжения
После смерти Сталина года происходит некоторая либерализация советского оружейного законодательства. Так, 17 августа 1953 года постановлением Совета Министров СССР гражданам было предоставлено право свободно приобретать охотничье гладкоствольное оружие. До этого граждане должны были при покупке обязательно предъявлять охотничьи билеты. Впрочем, подобный порядок просуществовал недолго – меньше 6 лет - постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей была отменена. Отныне продажа охотничьих ружей вновь должна была производиться по предъявлении членских билетов общества охотников.
В тот же период был разработан законопроект, согласно которому благонадежным гражданам (под ними в основном подразумевались члены КПСС и ВЛКСМ) предполагалось разрешить приобретать в личную собственность короткоствольное огнестрельное оружие. Однако в итоге пойти на столь радикальное послабление все же не решились.
В 1960 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР. Статья 218 теперь существенно смягчилась: за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия, определялось наказание заключением - на срок до 2 лет. Хранение холодного оружия было исключено из состава преступлений.
В 1974 году статью 218 УК РСФСР вновь ужесточили (до 5 лет лишения свободы). Правда, появилось примечание: «Лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие освобождается от уголовной ответственности».
Распад СССР не повлек каких-либо радикальных изменений в оружейном законодательстве, хотя в начале 1990-х многие были уверены в скором признании права граждан РФ на владение оружием.
Федеральный закон «Об оружии», принятый в 1996 году, сохранил нормы, запрещающие частным лицам владение короткоствольным оружием. В 2000-м Россия присоединилась к европейской конвенции «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами», но поскольку она не ратифицирована Государственной думой, конвенция считается недействующей. А учитывая недавние заявления Дмитрия Медведева о том, что Россия пока не готова к легализации оружия, надо полагать, что такое положение вещей сохранится еще весьма продолжительное время.