Несмотря на все споры и противоречия США и России по Украине и Сирии, несмотря на все санкций и крайне недружественную риторику с обеих сторон, есть один высокотехнологичный товар, который США по прежнему закупают в нашей стране. Это ракетный двигатель РД-180, гордость советской промышленности, в какой-то момент превратившийся в «символ веры» превосходства отечественной космонавтики.
Необычный взгляд
В этой статье «Ридус» предлагает своим читателям взглянуть на проблему с американской стороны, что на наш взгляд позволит не только проникнуться осознанной гордостью за действительно уникальную российскую разработку, но и понять почему и как она потеряла свой основной рынок сбыта.
По иронии судьбы история одной из самых ярких и выгодных для нас историй сотрудничества с США в космической отрасли началась во второй половине 1980-х годов в СССР, когда советское государство на последнем издыхании сумело-таки создать уникальный комплекс «Энергия-Буран», который должен был открыть новую страницу истории отечественной космонавтики.
Но страницу перевернуть так и не удалось, а вместе с СССР перестала существовать и советская космонавтика со всеми ее достижениями, планами, научной и технической базой, которые по большей части подверглись разорению.
Остатки былой циклопической индустрии стали искать свое место в новом мире, в котором их лишили госзаказа и не очень-то ждали в сложившейся системе разделения труда космической промышленности развитых стран. Кроме массового «экспорта» технологий и мозгов на благо китайской и индийской космонавтики был и куда более сложный путь — предлагать услуги запусков и оставшиеся советские технологии на мировом рынке.
Отечественные спутники и прочие разработки, связанные с использованием очень специфических советских электронных компонентов мало кого интересовали. Зато были двигатели РД-170. Этот двигатель являлся самым мощным в истории человечества, отличался надежностью, компактными габаритами, а также целым рядом использованных при его создании уникальных разработок, таких, как система управления вектором тяги.
Прорыв на Запад
Разработчик двигателя, НПО «Энергомаш», начал продвигать его на рынок США еще до официального закрытия проекта РН «Энергия». В 1992 году компания заключила соглашения с Pratt & Whitney, по которому последняя должна была представлять ее интересы в США. Усилия американского партнера российского НПО привели к тому, что с 1994 года НАСА начало официально рассматривать возможность использования российских двигателей РД-170 или их двухкамерной производной — РД-180 для создания перспективных ракет-носителей.
В результате «Энергомаш» принял участие в конкурсе Lockheed Martin на поставку двигателей первой ступени для ракеты-носителя Atlas III и… победил.
Двигатель РД-180. © wikipedia.orgДля поставки двигателей в США в 1997 году было создано совместное предприятие RD AmRoss, деятельность которого впоследствии еще не раз привлечет внимание контрольных органов из России и США. Тогда же были достигнуты соглашения о возможном лицензионном производстве двигателей в США.
Первый РД-180, предназначенный для установку на ракету-носитель Atlas III был поставлен в США в 1999 году, а 24 мая 2000 года ракета была успешно запущена. До 2005 года эта ракета запускалась еще 5 раз, а российские двигатели доказали свою эффективность и надежность, замечаний к их работе у американцев не было.
С 2002 года двигатели РД-180 начали использоваться и на ракетах-носителях Atlas V, которые до 2007 года использовались исключительно для запуска коммерческих и научных аппаратов, а затем начали активно использоваться американскими военными. Всего до 2011 года Atlas V был запущен 28 раз, из которых 11 запусков были в интересах ВВС США. При этом в общей сложности из России в США для Atlas III и Atlas V было поставлено 55 двигателей.
Сформированный в 2006 году из соответствующих подразделений Lockheed Martin и Boeing United Launch альянс, и его заказчики в виде официальных ведомств «подсели» на российские двигатели.
Тучи сгущаются
Военные в США все больше использовали Atlas V с российским двигателем первой ступени. Из шести запусков этой РН в 2012 году — пять военных, из восьми в 2013 году — шесть военных, включая аппарат системы раннего предупреждения о ракетном нападении и спутник GPS.
Вместе с тем, ухудшение отношений с Россией заставило Пентагон задуматься о поиске альтернативы РД-180. В ноябре 2013 года ВВС США предложили посчитать стоимость трат на создание альтернативного двигателя, а в начале 2014 года генерал Уильяма Шелтон заявили о желании обезопасить себя от «возможных будущих обеспокоенностей насчет надежности поставок двигателей РД-180» в том числе за счет возможного производства двигателя РД-180 в США.
К весне 2014 года от этой осторожной риторики не осталось и следа. Уже в мае 2014 года после заявления Рогозина о возможности прекращения поставок двигателей в США тот же Шелтон высказался однозначно в пользу создания американского двигателя, а через два дня Сенат США заявил о выделении первых $100 млн на финансироване проекта.
Уже в августе Правительство США объявило о начале поиска замены для РД-180, а в сентябре ULA заключила контракт с Blue Origin на разработку нового двигателя. Стоимость проекта оценили в 1 млрд долларов со сроком разработки в 7−10 лет.
ВВС США встали на защиту российских двигателей
В условиях обострения отношений с Россией, обращения сенаторов о прекращении использования РД-180 следовали один за другим.
К Концу 2014 году американские законодатели провели National Defense Authorization Act, который предполагал отказ от использования РД-180 к 2019 году (этот же акт лишил Роскосмос заказов Пентагона, но это другая тема).
Казалось бы, использование двигателя РД-180 стало риском для ULA, грозящим потерей контрактов с военными. На практике же выбора у последних при запуске тяжелых аппаратов не много — либо Atlas V либо более дорогая Delta IV того же ULA (запуски Falcon Full Thrust компании SpaceX начались только в 2015 году). Кроме того, отказ от использования РД-180 означал бы, что ВВС США на длительное время останется один на один со SpaceX, которая бы не преминула как можно глубже запустить руки в их бюджет. О своих намерениях сделать это компания Илона Маска непрозрачно намекнула, подав иск о расторжении контракта ULA и ВВС США (суд дистанцировался от решения спора, оставив его на усмотрение субъектов договора).
Такой расклад уже никак не мог устроить военных и они, заручившись поддержкой старых друзей из Boeing и Lockheed Martin, перешли в контрнаступление.
Путем огромных лоббистских усилий им удалось провести поправку в National Defense Authorization Act, согласно которой РД-180 можно будет покупать, если без его использования «услуги запуска в космос не могут быть получены по справедливой цене». Такая оговорка должна была ограничить аппетиты SpaceX и подстраховать военные космические программы.
Уже весной 2015 года ВВС США предприняли еще один важный шаг, фактически начав кампанию за увеличение финансирования проекта по созданию двигателя для новой ракеты-носителя Vulcan, компании ULA, которая должна была прийти на смену Atlas V.
На разработку аналога РД-180 сенаторы выделили только $220 млн на 2015 год и $512 млн на всю программу до 2020 г. Представители Пентагона несколько раз в течении первой половины 2015 года указывали на недостаточность этих средств, отмечая, что необходимо не просто создать новый двигатель, но и вносить изменения в конструкцию первой ступени.
Такая позиция должна была не только убедить сенаторов в необходимости дополнительного финансирования, но и подготовить почву к бюджетной битве, в ходе которой военные планировали получить разрешение на закупку РД-180.
В июле 2015 глава Стратегического командования США (Стратком) генерал Джон Хайтен обратился к Конгрессу с требованием одобрить покупку дополнительно от 18 до 20 двигателей РД-180. В итоге ULA разрешили закупить в 2016 году только девять РД-180, но это была небольшая победа над полным запретом.
Примерно в этот период времени появилась необычная инициатива Aerojet Rocketdyne, заявившей о планах выкупа компании TD AmRoss, посредника в поставке российских двигателей.
В тоже время начали сбываться опасения военных. В ноябре 2015 года ULA отказалась от участия в конкурсе на проведение запуска аппарата GPS, отозвав заявку об участии в конкурсе. В компании заявили, что «не смогут предоставить средство выведения». В результате военным пришлось иметь дело с монопольным предложением SpaceX.
На этом фоне в ходе дебатов в Сенате конца 2015 года удалось достичь согласия для расширении поставок РД-180 на 2016 год до 18−22 шт. Уже в декабре 2015 «Энергомаш» и ULA заключили контракт на поставку еще 20 РД-180 до 2019 года.
Альтернативы
В начале 2015 года ULA объявила о модификации Atlas V и создании на ее базе РН Vulcan, где в качестве двигателей первой ступени будут использоваться агрегаты частной компании Blue Origin BE-4, который использует в качестве топлива жидкий метан, а не керосин, как РД-180.
Первый собранный двигатель BE-4. © wikipedia.orgВ то же время государственное финансирование на разработку нового ракетного двигателя выделяется Johns Hopkins University, Tanner Research, Moog, Orbital ATK, Aerojet-Rocketdyne, Northrop Grumman, Boeing, Arctic Slope Technical Services и Northrop Grumman и SpaceX. В 2016 году эти компании получили $226 млн.
В марте 2017 года Aerojet Rocketdyne провела испытания камеры сгорания (КС) своего перспективного кислородно-керосинового двигателя AR1, который в компании называют аналогом РД-180. D ULA рассматривают этот двигатель как возможную альтернативу BE-4.
Одновременно ВВС США увеличили финансирование разработки двигателя Raptor для тяжелой ракеты-носителя SpaceX. В начале осени 2017 года стало известно об увеличении финансирования Raptor на $40,7 млн.
Первоначально ВВС согласились выделить на Raptor $33,6 млн, а общая стоимость госконтракта, включая опционы, была оценена в $61,4 млн. Собственные инвестиции SpaceX составили более $60 млн. По мере развития проекта, в начале июня этого года ВВС согласились дополнительно выделить еще $16,9 млн, а общий объем госучастия со всеми опционами был указан в размере $95 млн.
Одновременно SpaceX совершенствует линейку ракет Falcon 9, последние модификации которых все чаще используются военными. Blue Origin, которая разрабатывает собственную ракету-носитель Glenn, также вскоре может участвовать в конкуренции за госзаказ.
Уйдет ли РД-180 в историю?
Не смотря на тактическое сопротивление ULA и Пентагона судьба РД-180 на американском рынке — вопрос времени и инвестиций в собственный двигатель. Даже если бы не было санкций и сложностей в двусторонних отношениях, России нечего предложить заокеанским партнерам кроме в сущности советской линейки двигателей, от которых бы все равно отказались при переходе на новое поколение ракет-носителей, особенно с учетом роли на рынке SpaceX.
По мнению Wall Street Journal использование РД-180 для комплектования американских ракет в скором времени будет прекращено, хотя, до этого срока еще будет закуплено какое-то количество двигателей. Вопрос — что дальше?
«Основной объем отгрузки двигателей РД-180 и РД-181 в США приходится как раз на 2017 год.- пояснил в своем интервью ТАСС глава научно-производственного объединения „Энергомаш“ Игорь Арбузов. — Мы поставляем в этом году рекордное по сравнению с предыдущими годами количество двигателей. Работы идут по графику, часть двигателей уже отправлена заказчику, до конца года все наши обязательства будут выполнены».
Что касается поставок двигателей в Соединенные Штаты в последующие годы, то по словам Арбузова, у объединения уже подписаны контракты на период до 2019 года. Правда, о количестве поставляемой продукции, глава «Энергомаша» говорить отказался.
«Вопрос коммерческий, я не хотел бы его обсуждать. Что касается дальнейшего сотрудничества, то сейчас мы в процессе переговоров», — пояснил Игорь Арбузов.
В то же время, экспорт РД-180 и РД-181 в США, наряду с доставкой на МКС иностранных космонавтов, является одним из немногих коммерческих источников дохода российской космической отрасли, и ее представителям хотелось бы знать, чего им ждать в среднесрочной перспективе, в связи с возможными переменами.
В том же «Энергомаше» складывать руки не торопятся. Некоторое время назад представители объединения провели рабочую встречу с китайской корпорацией «Великая стена» (Great Wall), где шла речь о возможном сотрудничестве в области создания жидкостных ракетных двигателей.
Сотрудничество между РФ и КНР в этом направлении возможно, однако пока все упирается в отсутствие подписанного Соглашения между правительствами России и Китая об охране технологий, которое должно быть подписано в ближайшее время.
После снятия этого препятствия, по словам Арбузова, стороны смогут «начать уже более предметный и конструктивный диалог, который… может привести к договоренностям о совместном создании двигателей».
Принципиально возможны совместные работы по созданию ракетных двигателей и с южнокорейскими инженерами.
Сможет ли все это помочь российской ракетно-космической отрасли сохранить свои позиции на международном рынке, после завершения программы поставок РД-180 в США, покажет время.