Общество

Как россияне стали трудоголиками

4 1285

Большинство россиян продолжили бы работать, даже имея достаточно денег для безбедной жизни, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Уровень удовлетворенности своей работой среди трудящихся граждан крайне высок — 86%. Даже среди респондентов с плохим, по их оценкам, материальным положением эта доля составляет 79%, говорится в материалах исследования.

Не верь глазам своим

Эти данные просто поражают, потому что они решительно противоречат каждодневным наблюдениям в реальной жизни. Такое ощущение, что во ВЦИОМ целенаправленно подгоняли опросный лист под праздничную дату, сомневается в итогах исследования специалист НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина.

«Трудоголизм вообще не очень характерен для русского менталитета, это впечатано как в обороты русского языка („От трудов праведных не наживешь палат каменных“, „Кушать хочется всегда“ и т. д.), так и в никем не оспариваемый факт, что работа спустя рукава для большинства россиян скорее норма, чем то, чего надо стыдиться», — сказала она «Ридусу».

Однако ВЦИОМ утверждает, что, по его данным, 79% опрошенных продолжили бы трудиться, даже будь у них возможность вести безбедную жизнь, ничем не занимаясь, и в том числе 60% остались бы на прежнем месте, 19% — сменили работодателя. Только 19% выбрали бы иной вариант — уволиться и больше никогда не работать.

Возможно, дело здесь в поколенческой разнице: становится все меньше людей старого склада, у которых в силу объективных обстоятельств не было особого выбора, и они работали не там, где хотели, а там, где была возможность или куда их распределили при плановой экономике в рамках кампании «Всем классом — на ферму», соглашается на компромисс Левина.

Молодое поколение, конечно, не помнит издевательской речевки советского пролетариата «Нам солнца не надо — нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай!», в которой безо всяких соцопросов, как в зеркале, отражалось отношение населения к официальной идеологии «Труд в СССР — дело чести, доблести и героизма».

«Молодые поколения просто имеют как более широкий выбор, так и более четкое осознание, что жизнь всего одна, и провести ее „на галерах“ — не самый изящный способ ею распорядиться. Говоря про поколенческую разницу, я даже не имею в виду биологический возраст, я говорю про самосознание людей. К нам на консультации по профориентации и карьере приходят далеко не одни хипстеры. Полным-полно людей на стадии середины карьеры или предпенсионного возраста, которые осознали, что работа должна приносить не только деньги, но и радость самореализации», — говорит она.

© pixabay.com

На пляже с мартини

Мечтают никогда в жизни не работать не только в «православной» России, но и на «протестантском» Западе. 

Это безо всяких социологических исследований видно хотя бы из гигабайтов рекламных роликов всевозможных компаний, занимающихся MLM (многоуровневым маркетингом) и так называемыми turn-key opportunities (бизнесом, работающим без участия владельца).

«Идеал жизни» в такой «социальной рекламе» изображается в виде человека, лежащего на пляже с бокалом мартини, или иных вариантов полурастительной жизни. 

Подразумевается, что твое лежание на пляже в это время оплачивают менее расторопные граждане, вовремя не купившие всего за $99 секрет «как стать миллионером одним кликом мыши».

Конечно, везде есть определенное количество людей, которым повезло иметь богатого супруга или кто может сдавать дорогую квартиру и на эти деньги оплачивать свои хобби. Но таких рантье точно не наберется 80% ни в одном обществе, кроме разве Арабских Эмиратов, сомневается эксперт.

Ранее на этой неделе тот же ВЦИОМ опубликовал данные, согласно которым 85% россиян испытывают эйфорию от своей жизни. Как это согласуется с пресловутым «синдромом Шереметьево» — когда в зоне вылета у пассажиров лица радостные и расслабленные, а в зоне прилета сплошь хмурые и напряженные, — социологи не пояснили.