Общество Политика

Как Русский мир вывести в глобальную повестку

0 20509

Обнаружил некоторое количество иррационально враждебных с ноткой зависти комментариев на известную статью о Русском мире. Причина таких комментариев, помимо общего греха русского движения — лютейшей зависти, довольно проста.

Статья и в самом деле выдвигает новый, раньше практически не звучавший в русской патриотической мысли тезис: Русский мир может и должен стать глобальной трансграничной силой и идеей, при этом без растворения русского в некоем мнимом общечеловеческом смысловом поле.

Именно тезис «Я русский. Киев — русский город. Достоевский — носитель высших смыслов» вполне может и должен стать общечеловеческим.

До сих пор мы отстаивали право русских быть собой с опорой на Данилевского — существует много разных цивилизаций, они все имеют право на развитие, Запад не должен всех подгребать под себя.

Всё это совершенно верно, и Достоевский был в восторге от Данилевского, о чем я и рассказываю в своем фильме о нем.

Однако Достоевский чувствовал и кое-что еще. По-настоящему великий народ понимает себя не только как уникальную, но и как всемирную идею. Причем именно себя, свою культуру, свое видение Бога и мира, а не подлаживается под некий извне данный идеал.

Напомню письмо Достоевского будущему Александру III c пояснением идеи «Бесов».

«В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении как нации никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так „высокомерны“ в своем самомнении, тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него каждая хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными».

Мы должны отстаивать свою самостоятельность «по Данилевскому» именно для того, чтобы сделать следующий шаг и признать «по Достоевскому», что Россия и русские есть высший дар Бога миру, что русская культура, русский дух, русский строй есть высшее достижение человеческого духа и культуры. И тому могут быть приведены основательные доказательства.

Мы не Запад, мы не рвемся никого колониально порабощать. Но мы призваны и обязаны нести миру свой высший свет, а мир обязан принять от нас этот свет, если он не хочет деградировать вместе с Западом, а хочет подняться на новую ступень.

Этот тезис в русской мысли и в самом деле звучал в последние десятилетия редко. Мы были слишком заняты самообороной от полного растворения в Западе, и тут уж хотя бы на данилевских рубежах удержаться.

Обычно, если говорилось о русской трансграничности, то подразумевалось растворение России в тех или иных вымышленных трансграничных сообществах, где нам полагалось подчиненное место. О том, что именно русское и русоцентричное начало может стать мировой идеей, после Достоевского говорилось считаное число раз.

Отсюда и такая глуповато-завистливая реакция: чего этот Холмогоров себе позволяет? В главные теоретики лезет? Мы сами тут главные теоретики.

Успокойтесь. Будьте теоретиками дальше. Я сказал мысль и пошел заниматься дальше своими делами. А мысль состоится и без меня, и без вас, если вы сами себя решили из нее исключить.