Культура

Как русское современное искусство покоряло Африку

0 4971

В Сенегале прошла выставка российского современного искусства под названием «Творить чудеса».

Российский вернисаж в Дакаре положительно оценила вся местная богема и культурная элита — на выставке побывало и руководство министерства культуры Сенегала, и директор национального театра, и проректор дакарского университета, а также иностранные дипломаты, галеристы, сенегальские художники, ну и конечно наши соотечественники, проживающие в Сенегале. Об этом в интервью «Ридусу» рассказала организатор проекта Мария Салина.

Мы живем среди мифов

Организатор делится секретами концепции российской выставки, которая позволила найти общие связи с африканским континентом.

«Мы с нашим куратором Ириной Горловой решили поразмышлять на тему, которая понятна людям, живущим в разных странах, имеющим разные вероисповедания, и, как оказалось, близка теме биеннале, которая откроется через несколько дней в Дакаре — „пробуждение“. Африканский континент, являющийся колыбелью мировой цивилизации, ищет свой самостоятельный путь развития, обращаясь к своим корням. Об этом же говорит наша выставка. Человек всегда стремиться к лучшей жизни, но, чтобы достичь ее нужно самостоятельно „творить чудеса“. Например, Мария Арендт вышивала Шуховскую башню, таким образом, „помогая“ ее спасти от сноса», — говорит организатор российской выставки в Африке.

В первооснове искусства лежит миф, делится мнением собеседница: «Мы живем среди мифов, которые создали наши предки и которые мы продолжаем создавать». Африканское искусство известно тем, что никогда не теряло связей с мифами, созданными предками. Российское же искусство с его символизмом способно создавать целые вселенные на основе мифа и реальности.

Ольга Божко. Инсталляция из рукодельных облаков

© Виктор Васильев/Ridus.ru

Африка — наше всё

«Слава Нестеров в своем творчестве базируется на преданиях пермского края, откуда он родом, Леонид Тишков „путешествует“ по всему миру с „частной“ луной, а Нина Котел „сторит“ город Москву у себя на подоконнике из повседневных предметов, перекладывая это потом на бумагу с помощью карандашей», — рассказала Салина.

Поэтому взаимный интерес разных культур и современного российского и африканского искусства друг к друге, — не удивителен.

«Африка всегда вызывала интерес у наших соотечественников. Советский союз активно работал в Африке и помогал африканским странам, студенты с континента получали у нас образование. В начале перестройки создался определённый вакуум в наших отношениях, который, надеюсь, сейчас постепенно заполнится», — считает организатор проекта.

Таким образом, разорванные в 90-е годы сегодня связи восстанавливаются, ну и выставка «Творить чудеса», лишь первый шаг.

«В 60-80 годы в СССР учились студенты, в том числе творческих профессий, небольшие советские художественные выставки проходили в то время в Африке. Современное российское искусство не очень пока известно в Африке. Наша выставка — первый шаг, уверена, что не последний, дающий возможность африканцам познакомиться с творчеством наших важных художников», — отметила Салина.

Настоящее и будущее современного искусства в Африке

Музей африканских цивилизаций, одна из важнейших культурных площадок Сенегала, открыт в 2018 году. Его собрание включает около 18 тыс. экспонатов, среди которых не только исторические артефакты, но и многочисленные произведения современных африканских художников и скульпторов, а также авторов, вдохновленных африканской культурой.

Леонид Тишков. Вязанная ракета для космических путешествий

© Виктор Васильев/Ridus.ru

Накануне же, 7 ноября в этом же «Музее африканских цивилизаций» стартовала крупнейшая выставка современного африканского искусства «Дакарская биеннале», в которой примут участие 58 художников из Африки и диаспоры.

Российские художники также примут участие в работе 15-го биеннале современного африканского искусства. В программе офф («The OFF Program»), в которую участвуют также авторы из других стран и континентов, будут показаны работы участников выставки «Творить чудеса» Владимира Наседкина и Леонида Тишкова, созданные под впечатлениями от поездки в Сенегал.