Политика

Как сделать Москву ориентированной на человека

0 1683

В минувший четверг Совет депутатов столичного муниципального округа Тверской согласовал выделение средств на благоустройство переулков в нашем районе. Идея хорошая, если не вдаваться в нюансы, ведь мы знаем примеры бессмысленной и беспощадной «урбанины» (привет подмосковным Химкам).

Дело в том, что жители района проектов благоустройства не видели, и когда мы запросили их через управу у «Автодорог ЦАО» (подвед префектуры ЦАО), нам их передали с комментарием, что они лишь исполнители, а проектируют всё это в ЦОДД.

Когда я позвонил в ЦОДД, там удивились, почему подрядчики не обсудили этот вопрос с депутатами и жителями. Карусель с перекидыванием с одного контакта на другой продолжалась долго. Управа, префектура, «Автодороги округа», ЦОДД, проектировщики, муниципальные депутаты…

Вы что-нибудь поняли из всего этого?

Вот и мне кажется непонятным, почему нет прямой, ясной и понятной коммуникации между властью и жителями города. Вернее, есть, но совсем не прямая, неясная, непонятная и непрозрачная, когда мы чешем левое ухо правой ногой.

Знаете ли вы, что Москва — единственный регион России, который не имеет своей комплексной стратегии социально-экономического развития?

В начале 2010-х годов к стратегии СЭР Москвы подступился В. Л. Глазычев вместе со своей командой. Но в 2012 году его жизнь неожиданно оборвалась, и дело не довели до конца. А уже в 2018 году мэр Собянин заявил, что стратегия Москве вовсе не нужна. И, в общем-то, с его доводом можно даже согласиться: современный мир таков, что, как только что-то начинаешь планировать, все меняется, и нужно планировать заново.

Можно было бы согласиться, если бы не два но.

Первое — это то, что целеполагание в многочисленных отраслевых стратегических документах (а их наберётся с два десятка, только государственных программ в Москве 14 штук) разобщено, не увязано. Каждый документ живет своей жизнью, и цели в нём тоже.

Второе — отсутствие в самом целеполагании человека как финального получателя государственных услуг и конечного бенефициара развития Москвы. Есть кто и что угодно — бизнес, власть, малые предприниматели, отраслевики, но только не москвич, не горожанин.

Отсюда и проблема в коммуникации между властью и горожанами, которая выливается либо в косную и крайне громоздкую схему взаимодействия вроде описанной выше процедуры согласования проектов благоустройства переулков в Тверском районе Москвы, либо в «Активный гражданин», к которому доверия у москвичей чуть больше чем нисколько в силу его непрозрачности.

Именно по этой причине Москве нужна если не комплексная стратегия СЭР, то комплексная система долгосрочного целеполагания, ориентированного на человека. Тем более что еще в 2015 году ООН сформулировала его в виде 17 целей устойчивого развития, которые будут актуальны еще очень и очень долго.