Путешествия

Как сэкономить на платных автомобильных дорогах

0 2521

Количество автомобилей на дорогах продолжает увеличиваться, и автомобильные заторы стали нормой. Эффективно регулировать транспортные потоки позволяют платные автомобильные дороги. А у водителя есть возможность выбора — стоять в пробке бесплатно (на самом деле нет) или сэкономить время на платной дороге.

В России платных участков дорог пока не так много: это строящаяся М11 от Москвы до Питера, М4 «Дон», М1 объезд Одинцова, ну и Западный скоростной диаметр в Питере, преимущественно они расположены рядом с Москвой.

Тема сегодняшнего репортажа — платная автомобильная дорога М11 Москва — Солнечногорск (ее еще называют «платная Ленинградка» или «новая Ленинградка») и как сэкономить на проезде с помощью транспондера. Поехали!

Первый платный участок трассы М11 начинается сразу же за МКАД и заканчивается рядом с Солнечногорском. Но не всем за неё надо платить. Например, те, кто ездит в Долгопрудный, или вот те, кто съезжает из Левобережных Химок. Дорогу там отстроил концессионер, а шлагбаумы поставил ближе Шереметьево.

Также эта дорога является самым коротким и быстрым маршрутом во все терминалы аэропорта Шереметьево. Ведь далеко не всегда удобно добираться до Шереметьево поездом: большая компания, много багажа, нужен терминал D, а ещё и маленькие дети, — конечно, автомобиль! Но время дорого, и поэтому лучше платная дорога — быстрее и спокойнее.

Важным отличием данной платной трассы является то, что магистраль была построена с нуля, как альтернатива существующему Ленинградскому шоссе, да и не только, альтернатив много, это и Пятницкое шоссе, Дмитровское шоссе, смотря кому куда надо.

© victorborisov.livejournal.com

Платными дорогами тоже надо уметь пользоваться. Как в общественном транспорте Москвы вы пользуетесь проездным «Тройка», так и на платных дорогах стоит пользоваться транспондером — специальным устройством, которое позволяет не только экономить на стоимости проезда, но и делать это без остановки на пунктах оплаты. 

Взять транспондер можно в офисах, которые находятся перед въездом на дорогу, если ехать из Москвы, и при выезде, направляясь в сторону Москвы, а также в ТЦ «Зеленопарк». Ближайший к Москве такой офис находится непосредственно перед въездными шлагбаумами.

© victorborisov.livejournal.com

Транспондер — это небольшой автономный гаджет, который крепится внутри автомобиля на лобовое стекло за зеркалом заднего вида. Встроенной батарейки должно хватить более чем на 5 лет эксплуатации, а если она разрядится или транспондер сломается — оператор его бесплатно поменяет.

© victorborisov.livejournal.com

Для получения транспондера нужен паспорт и примерно 5—10 минут времени на оформление договора. Также транспондер можно предзаказать на сайте и получить его на любом выезде с дороги в информационных офисах, это ещё быстрее.

Транспондер платного участка Москва — Солнечногорск (или еще 15—58) на трассе М11 не продаётся, а выдаётся в аренду. В первый календарный месяц стоимость аренды 0 рублей, а в последующие месяцы арендная плата составляет 50 рублей в месяц, но только при его использовании (то есть если в какой-то месяц вы не пользовались платной дорогой, то арендная плата списываться не будет). 

Это удобно, не нужно сразу платить за него 1500 рублей, а платишь, только если используешь. Даже если на море раз в год ездить или на дачу только в сезон, а зимой можно его убрать и платить не надо.

Учитывая тот факт, что стоимость проезда по транспондеру дешевле (экономия достигает 60%), чем при оплате на месте, — его аренда окупается с первой же поездки. Берёте транспондер и получаете скидку 20% на все поездки. Но есть ещё и абонементы (как в метро). Они распространяются практически на все маршруты и бывают на 10, 20 или 30 поездок. Израсходовать их надо в течение месяца. 10 поездок подойдёт дачникам, если его активировать в день проезда на дачу, то как раз получается 5 поездок туда-обратно в течение 30 дней. А 20 и 30 поездок подходит для тех, кто поблизости работает или живёт.

Чтобы понимать по экономии — вот пример:

Поездка по платной дороге из Москвы до аэропорта Шереметьево D, E и F стоит 300 рублей днём и 100 рублей ночью при оплате наличными или банковской картой. А с транспондером стоимость этой же поездки составит 240 рублей днём и 80 рублей ночью. А поездка по абонементу по этому же маршруту стоит от 160 до 220 рублей.

Вы сразу же окупаете транспондер и экономите время на проезде пунктов оплаты. Для этого нужно воспользоваться специальными воротами с автоматическим шлагбаумом. Остановка не требуется, достаточно лишь снизить скорость до 30 км/ч (чтобы шлагбаум гарантированно успел открыться после того, как электроника считает данные транспондера).

© victorborisov.livejournal.com

«Транспондер принят» и зелёный сигнал светофора означают, что можно продолжать движение без остановки.

© victorborisov.livejournal.com

Альтернатива транспондеру — оплата проезда через оператора или терминал. Это не только медленнее, но и дороже.

© victorborisov.livejournal.com

Специальные датчики автоматически определяют класс транспортного средства (в частности, его высоту и количество осей) для точного расчёта стоимости проезда.

© victorborisov.livejournal.com

Середина дня в будни не самый показательный момент по количеству автомобилей на трассе, но даже здесь видно, что при оплате наличными собираются очереди из 5—6 автомобилей. В то время как по крайним левым полосам можно проехать с помощью транспондера без остановки.

© victorborisov.livejournal.com

Платной дорогой активно пользуются автомобили такси, это гораздо быстрее, чем стоять в пробке на Ленинградке. Дорогу в таком случае обычно оплачивают клиенты, чтобы сэкономить своё время.

© victorborisov.livejournal.com

Пункты оплаты проезда расположены на съездах с трассы (а если у вас нет транспондера, то на въезде нужно взять проездной билет), поэтому нет необходимости для остановки на промежуточных участках, вы просто едете до пункта назначения, и на выезде стоимость проезда рассчитывается и списывается с баланса вашего счёта автоматически.

© victorborisov.livejournal.com

Кстати, с транспондером М11 можно ездить и по другим платным дорогам: таким как Северный обход Одинцова (МКАД — М1), платные участки М3, М4 и М11 (объезды Торжка и Вышнего Волочка), а также по Западному скоростному диаметру (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Это называется интероперабельность. Кстати, на большинстве «чужих» платных участков тоже предоставляется скидка на проезд до 15%.

Это центр контроля дорожной обстановки на платном участке трассы. Безопасности здесь уделяется повышенное внимание.

© victorborisov.livejournal.com

В случае возникновения аварийной ситуации на место выезжают аварийные комиссары.

© victorborisov.livejournal.com

Также у компании, обслуживающей платную дорогу, имеется большой парк дорожной техники, которая используется для уборки трассы.

© victorborisov.livejournal.com

Кстати, платный участок М11 Москва — Солнечногорск построен с нуля, и большая часть (2/3) инвестиций — частные вложения. Государство вложило в строительство всего 1/3. И у этой трассы совершенно другая модель использования, в отличие от хорошо всем известной дороги на юг, в Сочи — трассы М4. Ведь М4 это изначально бесплатная дорога, которую реконструировали и поставили шлагбаумы. Аналогичная история и с не так давно запущенными участками трассы М3 — бесплатная трасса стала платной, а в качестве альтернативы для бесплатного проезда предлагается узкая дорога, петляющая по населённым пунктам с постоянными ограничениями скорости.

В то время как платный участок М11 является альтернативой бесплатной трассе М10, которая сама по себе является дорогой высокого качества с несколькими полосами в каждую сторону. Платная дорога забирает на себя достаточный поток с сильно загруженного Ленинградского шоссе, таким образом его разгружая. В среднем по платной магистрали проезжает более 40 тысяч автомобилей в день, а в дни высокой загрузки трафик повышается до 75 тысяч автомобилей.

© victorborisov.livejournal.com

Выходит, что транспондер должен быть в каждом автомобиле, независимо от того, как часто вы ездите по платным дорогам. Точно так же, как в кармане каждого жителя Москвы должна быть карта или брелок «Тройка».

Я провёл сравнительный анализ транспондеров от разных операторов и пришёл к выводу, что даже если платный участок М11 не является для вас приоритетным и вы ежедневно не пользуетесь каким-либо другим платным участком дороги по абонементу, то всё равно получается удобнее приобрести транспондер М11 15—58. 

Во-первых, он берётся в аренду (а не покупается за 1000—1500 рублей), во-вторых, по нему предоставляется скидка при проезде по платным участкам М3, М4, М11 и ЗСД (скидки нет только при проезде по платному участку М1 в объезд Одинцова — они вообще никому из партнёров в рамках интероперабельности не дают скидок). 

В то время как транспондеры от Автодора (М3, М4, М11) и ЗСД в Санкт-Петербурге не дают скидок при проезде по платному участку М11 Москва — Солнечногорск.

И, естественно, транспондер стоит оформить всем, у кого дачи расположены по Ленинградскому, Пятницкому и Дмитровскому шоссе. Стоимость проезда варьируется в зависимости от дня недели и времени суток, таким образом достигается динамическое регулирование транспортных потоков в зависимости от спроса.

© victorborisov.livejournal.com

Что в итоге? 

Преимущества использования транспондера очевидны. 

Мне в последнее время часто приходится выезжать для контроля строительства домов в разные части Московской области, и несмотря на то, что преимущественно они расположены на юге, по Ленинградскому направлению мне тоже приходится иногда ездить. 

С платной дорогой я могу более точно планировать свой рабочий день и не стоять в пробках.