Военное дело Наука и техника

Как сгорают «стратеги»: США рискуют остаться без бомбардировочной авиации

0 3865

Со времён Второй мировой войны Соединённые Штаты считались непревзойдёнными лидерами в области бомбардировочной авиации, имея в своём распоряжении крупнейший парк тяжёлых и дальних бомбардировщиков. Этому не могли помешать ни серьёзные потери В-29 во время Вьетнамской войны, ни конкуренция со стороны другой крупнейшей авиационной державы — СССР.

Тем не менее, сегодня эксперты бьют тревогу, поскольку парк стратегических бомбардировщиков ВВС США неизменно сокращается, образуя расширяющуюся дыру в этой части американской обороноспособности.

Гибель на взлёте

Первым тревожным звоночком стала гибель стратегического стелс-бомбардировщика B-2 Spirit в 2008 году.

«Стратег» Northrop Grumman B-2A Spirit ВВС США выполнял плановый вылет в составе звена из четырёх самолётов из Гуама в Канзас-Сити. Вскоре после взлёта машина резко накренилась и рухнула на землю недалеко от взлётной полосы. Оба пилота успели катапультироваться и выжили, хотя и получили серьёзные травмы. Самолёт был полностью уничтожен возникшим пожаром и не подлежал восстановлению. Авария на Гуаме считается самой дорогостоящей в истории авиации, так как обошлась Пентагону практически в полтора миллиарда долларов.

B-2 Spirit © flickr.com.

Гибель B-2 Spirit без каких бы то ни было серьёзных причин поставила массу вопросов перед руководством американских ВВС, тогда как многочисленные эксперты заговорили о недопустимой хрупкости высокотехнологичного и сверхдорогого бомбардировочного парка США.

На сегодняшний день в строю остаётся всего 19 самолётов B-2 и несколько других «стратегов» аналогичного класса, что заставляет экспертов говорить о сокращении возможностей американской стратегической авиации как таковой.

Тающие бомбардировщики

Ударная мощь американской бомбардировочной авиации продолжает потихоньку «сгорать» и в последние годы.

В 2022 году пожар при посадке другого B-2 Spirit закрыл взлётно-посадочную полосу на стратегически важной авиабазе Уайтмен и «приземлил» весь парк B-2 на пять месяцев. Пентагон вынужден был объявить, что пострадавший B-2 ремонту не подлежит и будет окончательно выведен из эксплуатации.

Это далеко не единственные аварии, произошедшие со «стратегами» B-2. В результате из 21 поставленной в ВВС машины на сегодняшний день в наличии имеется только 19 экземпляров, из которых полностью боеспособными считаются 16 самолётов, тогда как остальные три аппарата не готовы покинуть ангары по техническим и другим причинам.

Но это ещё не всё: из полностью боеготовых B-2 часть машин отстранена от развёртывания в связи с необходимостью поддержания обязательств Соединённых Штатов по ядерному сдерживанию (все В-2 способны нести ядерное оружие).

Таким образом, по разным причинам только половина американского парка бомбардировщиков-невидимок готова к ежедневным операциям по всему миру. Это означает, что потеря только одного B-2 эквивалентна утрате примерно 10% парка стратегических бомбардировщиков, способных к выполнению возложенных на них миссий.

Сложившаяся ситуация указывает на критическую уязвимость американской стратегической авиации. Даже минимальные потери «стратегов» на современном поле боя лишают её возможности выступать в качестве сдерживающего фактора, для чего она в своё время и создавалась.

Решение о выводе из эксплуатации повреждённого в 2022 году B-2 снижает общую численность стратегических бомбардировщиков США до самого малого с 1947 года показателя. Ситуация с другими бомбардировочными парками обстоит не сильно лучше.

B-1B Lancer

B-1B. © mavink.com.

B-1B Lancer, способный нести рекордную бомбовую нагрузку, доставляя её в любое время в любое место, долгое время служил ударной основой американских ВВС. Несмотря на то что B-1B был впервые представлен аж в 1986 году, недавняя модернизация придала ему возможность запуска противокорабельных ракет большой дальности и использования экспериментального гиперзвукового оружия, что резко повысило значимость ветерана в качестве оружия сдерживания.

Однако постоянные аварии, методично выводящие из эксплуатации отдельные машины, неуклонно снижают доверие к стареющему парку данных самолётов.

В этом году один B-1 разбился при тренировочном полёте, что привело к его полной потере. Ранее, в 2022 году, ещё один B-1 вспыхнул и едва не сгорел полностью на взлётно-посадочной полосе. Ожидается, что ремонт и возвращение самолёта в строй займут три года.

Оба этих инцидента последовали за выводом из эксплуатации 17 самолётов B-1B в 2021 году, поскольку ВВС так или иначе пытаются избавиться от сорокалетних бомбардировщиков. Несмотря на большую полезную нагрузку и усилия по модернизации B-1B, в эксплуатации находится всего 45 подобных машин. Их полный вывод из строя ожидается в течение ближайшего десятилетия.

Ветераны в строю

Бомбардировщик В-52 © wikipedia.org.

В сложившейся ситуации американские ВВС делают ставку на настоящего самого известного ветерана — B-52 Stratofortress. Ожидается, что модернизированный легендарный бомбардировщик, которому более полувека, будет эксплуатироваться до 2050-х годов.

B-52 составляет почти половину существующего парка американских дальних бомбардировщиков. Однако его преклонный возраст затрудняет техническое обслуживание и ограничивает возможности по плановой модернизации. Кроме того, самолёту не хватает скрытности, что делает его менее боеспособным, ограничивая объём решаемых им задач.

С другой стороны, опыт конфликта на Украине показывает, что, несмотря на наступивший «ракетный век», у старых дальних бомбардировщиков сохраняется значимая ниша применения. Те же советские и российские Ту-95 активно используются в неядерных боевых действиях, выступая в качестве носителя крылатых ракет, выпускаемых без захода самого самолёта в зону действия ПВО противника.

Надежда и опора

B-21 Raider © Соцсети.

Между тем, естественное сокращение стареющего парка американских бомбардировщиков рассматривается рядом экспертов не как негативный, а как позитивный фактор. По их мнению, уход «старичков» открывает перспективы перед новейшим самолётом-невидимкой B-21 Raider, который должен стать долгожданной историей успеха для Пентагона.

На данный момент B-21 укладывается в бюджет, а его создание осуществляется в рекордно короткие сроки, что обеспечивает основу для успешного производства и масштабного развёртывания.

Однако чтобы B-21 смог реально повлиять на боеспособность американских ВВС и восполнить сокращение бомбардировочного парка, программа не может допускать никаких задержек, а Пентагон не должен сокращать объёмов закупок.

Денег не дадут?

В условиях бюджетных ограничений, урезающих запросы Пентагона на 2025 финансовый год, инвестиции в ключевые будущие возможности приносятся в жертву ради поддержания текущей боевой готовности.

Финансирование закупок B-21 будет урезано почти на 30% по сравнению с предыдущими прогнозами. Хотя объёмы закупок бомбардировщиков не указываются, сокращение финансирования ведёт к удорожанию производства, задержке поставок и в конечном итоге к полному их прекращению.

Всё это указывает на сложившийся тренд к сокращению парка стратегической бомбардировочной авиации США, зародившийся ещё в момент появления В-2 и набирающий обороты по сей день.

Изначально предполагалось, что ВВС закупят 132 самолёта B-2, но в итоге приобретена только 21 машина. Причиной послужили высокая стоимость единицы техники и предположительное исчерпание потребности в скрытном нанесении авиаударов в ходе войны с терроризмом.

Результатом стало истощение действующего парка бомбардировщиков и его нарастающая уязвимость в случае начала серьёзных боевых действий с сопоставимым противником.

Имеющегося парка бомбардировщиков уже не хватает для проведения политики сдерживания одновременно на трёх театрах военных действий в мире, являющейся основой американской военной концепции.

Сможет ли Конгресс обеспечить бюджетное финансирование строительства новых B-21, способных пополнить стареющие и сокращающиеся парки бомбардировщиков, неизвестно.