Чебоксарский завод "Промтрактор" работает с середины 70-х. Тогда для обеспечения работы всех цехов требовалось 37 000 человек, сейчас же, благодаря автоматизации, для обслуживания огромного завода нужно всего четыре тысячи. Завод выпускает не только тракторы, но и лесную, строительную и снегоуборочную технику — всего более 300 моделей под общим брендом "Четра".
При словосочетании "тракторный завод" отчего-то представляются суровые мужики, выпиливающие шестеренки на станках. На самом деле завод в Чебоксарах приятно удивляет современностью, порядком и чистотой: в просторных цехах почти нет людей, тихо жужжат машины, мигают лампочки полностью автоматизированных станков. По цеху трансмиссий ездят грузовые роботы, держащие в памяти программу каждого станка и подъезжающие в аккурат за готовой деталью. Люди в таких цехах выполняют исключительно контролирующую работу.
Покрасочный цех больше напоминает выставку на "Винзаводе", чем часть промышленного предприятия: на фоне желтых стен развешены для просушки ярко-желтые детали — рычаги, части кузовов, двери и трубки. Красятся тракторы "Четра" не обычной краской, а с помощью порошкового напыления — для "надежности, прочности и красоты", — говорит сотрудник завода. Сам процесс покраски состоит из нескольких этапов: деталь грунтуют, затем люди в защитных костюмах наносят слой цветного напыления в специальных закрытых комнатах, после этого робот увозит уже желтые запчасти в огромные печи, где те просушиваются, приобретая глянцевый блеск. Готовые покрашенные детали сушатся на низких балках в цехе, создавая композиции с стиле индастриал — чем не современное искусство?
В следующем цехе находится сердце завода— сборочный конвейер: в длинном, на сколько глаз хватает, помещении стоят тракторы и бульдозеры разной степени готовности. Непосредственно при сборке машин нельзя доверить всю работу полностью автоматике, и поэтому тут можно увидеть намного больше рабочих. Здесь, напротив, человеческий труд контролируется компьютерами.
И в заключение. Конечно, беглый осмотр нескольких цехов отдельно взятого завода не дает представления о тяжелом машиностроении в России, увы. Но оставляет благоприятное впечатление о состоянии данной отрасли, по крайней мере на непрофессиональный взгляд со стороны.