Интернет Политика

Как соцсети делают революции: пошаговая инструкция на примере Армении

7 12080

Невероятно, но факт. Большая часть российских СМИ, в частности федеральных телеканалов, только к 22—23 апреля, когда стало ясно — в Армении власть меняется, решили подробно рассказать об этом.

До этого о «бархатной революции», как некоторые политологи назвали десятидневное противостояние премьер-министру республики Сержу Саргсяну, лишь дозированно писали в русскоязычном сегменте соцсетей. И то данные появлялись у тех пользователей, в друзьях у кого были армяне или сочувствующие им в этот момент.

И не удивительно: именно в социальных сетях вершилась и отражалась «бархатная революция». Сборы людей и денег, призывы, инструкции, мнения, прогнозы, освещение событий, всплеск эмоций — все это происходило на двух главных площадках. Именно они, Facebook и YouTube, разогрели события в Ереване и на менее значимых аренах противостояния республики. Разумеется, не обошла буря и Twitter, и Instagram, и даже «ВКонтакте», но… вклад последних в общий пожар революции не так велик.

Революционерка Кардашьян

Instagram традиционно отделался фото и короткими видео. Изредка в аккаунтах СМИ или блогеров, специализирующихся на политике, появлялись пространные записи о митингах и отставке Сержа Саргсяна.

Но куда им по количеству лайков до той же Ким Кардашьян, которая в знак поддержки мирных протестов в Армении выложила в Instagram очередной снимок, набравший более двух миллионов сердечек. Но это не столько благодаря торжеству момента, сколько эффекту облегающих белых брючек и подчеркивающей формы белой водолазке.

В Twitter же просто отражались текущие события. Причем так же, как и в Instagram, в виде коротких видео, фотографий и ссылок на YouTube, Facebook и даже «Живой Журнал». «ВКонтакте» события оказались запечатлены на стенах некоторых пользователей и групп, посвященных Армении и ее общественным организациям.

Первым поводом для привлечения внимания стало театрализованное действие представителей партии «Елк» (от армянского — «Выход») в парламенте. Бунт проходил в присутствии камер СМИ и с использованием дымовых шашек

Конечно же, в тот же день видео с «факелами свободы» попало на YouTube, а оттуда распространилось по соцсетям.

13 апреля на улицы вышли студенты Ереванского госуниверситета, вслед за ними запротестовали и народные массы. Митинги охватили столицу Армении и перекинулись на другие города.

21 апреля лидер партии «Елк», он же вдохновитель «бархатной революции» Никол Пашинян встретился с президентом страны Арменом Саркисяном, выдвинув ему главные требования:

  • Отставка Сержа Саргсяна.
  • Досрочные парламентские выборы.
  • Премьер-министр «от народа».
  • 22 апреля в отеле «Марриотт» Пашинян и Саргсян посмотрели друг другу в глаза. Встреча продлилась всего три минуты. Мужчины так и не смогли договориться. Этот же день отметился массовым народным стоянием (по данным РБК — около 160 тысяч человек) в центре Еревана. А уже 23 апреля весь мир узнал об отставке премьер-министра Армении Сержа Саргсяна.

    Революционная картина в сетях

    Главными площадками стали Facebook и YouTube. Первый отвечал за полноценное освещение революционных дел — от инструкций, памяток и призывов до аналитики, прогнозов и мнений. Второй поставлял пользователям видео с места событий и призывы разгоряченных участников. Впрочем, YouTube чаще всего использовался в качестве вспомогательной площадки для хранения тех записей, на которые ссылался Facebook.

    Многие политологи и эксперты мгновенно увидели в методах «бархатных» революционеров «старые добрые» способы раскрутки смены власти в странах Ближнего Востока и Северной Африки, например в Египте, Сирии, Тунисе, Бахрейне, Йемене, Ливии.

    Увидели это не только политологи, но и сами власть имущие. Многим сразу вспомнилось, как в Тунисе стирались записи в Twitter, а в Египте отключали крупных интернет-провайдеров. «Помогла» тогда выйти из положения компания Google. Она запустила в Египте систему, которая позволяла набирать и отправлять сообщения в Twitter с помощью голосовых сообщений.

    Сегодня в Армении именно через Facebook лидер митингующих и партии «Елк» Никол Пашинян последовательно описывал все шаги митингующих, распространяя краткие и четкие инструкции к действию. 

    Ровно тем же самым занимались на своих страницах руководитель Женского ресурсного центра Лара Агаронян и глава Центра поддержки женщин Маро Матосян.

    Никол Пашинян на своей странице призывал добиваться отставки Сержа Саргсяна.

    Живописали события в Facebook также общественники, журналисты, студенты, активные граждане и даже мэр Еревана Зара Батоян, первая предложившая отметить уход премьер-министра всеобщим 15-минутным шумом — стуком по сковородкам и кастрюлькам.

    Обязательным хитом революционной программы в соцсетях были ирония и мемы. Коллажи, гифки, остроты стали неотъемлемой частью постов в Facebook и YouTube.

    В Instagram сравнили лидера протестующих Никола Пашиняна с известным и очень популярным спортивным брендом.

    А вот премьер-министра (ныне экс-премьера) Армении Сержа Саргсяна пользователи Facebook представили в виде таксиста.

    Например, мемом стала некая неизвестная Ира, послание к которой с помощью камер видеонаблюдения 17 апреля отправил один молодой человек. Он на полном серьезе обратился в камеру, транслировавшую ситуацию на митинге, со словами: «Ира к часу ночи буду дома». Соцсети подивились такой трогательной заботе и превратили Иру в самый настоящий мем.

    Иру в Facebook не упоминал только ленивый.

    Практически каждый второй пост о протесте в республике так или иначе отсылал к этому краткому обращению, а самого лидера революции Никола Пашиняна иногда на самих народных собраниях называли ласково «мужем Иры».

    После того как начались задержания митингующих, в соцсетях помимо инструкций, как себя вести в руках полиции, стали «пробегать» и мемы про правоохранителей. Например, Андронис Гарибян на своей Facebook-странице выложил фото мусорной урны, пристегнутой к какой-то серой конструкции, и написал: «В Армении даже мусорные баки подвергнуты приводу».

    Андронис Гарибян увидел в мусорном баке пострадавшего от произвола полиции.

    Ну а когда полицейские начали работать на митингах без формы, один из остряков предложил прийти всем на собрание в полицейской форме.

    Ближе к финалу, то есть к 20—23 апреля, гул «бархатной революции» в Армении охватил большую часть русскоязычного сегмента Facebook и YouTube. Прокомментировали ситуацию все кому не лень. Политологи, эксперты, чиновники, простые пользователи, чьи родственники проживают в Ереване и прочих городах республики. Среди наиболее обсуждаемых — комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой и писательницы Наринэ Абгарян, ныне проживающий в Москве.

    «Народ, который имеет силу даже в самые сложные моменты своей истории не разъединяться и сохранять уважение друг к другу, несмотря на категорические разногласия, — великий народ. Армения, Россия всегда с тобой!» — написала на своей странице в Facebook Мария Захарова. В ответ посыпался ворох язвительных комментариев.

    Жительница Москвы Наринэ Абгарян, назвав в своем посте Саргсяна «не-мой-премьер», заявила, что отрекается от него. «Людям невыносимо тяжело наблюдать, как Армения, отданная на потеху горстке беспринципных чиновников и продажных генералов, скатывается в позорную олигополию. Как бессовестное духовенство делает все возможное, чтобы изгнать из церквей бога. Как падает уровень образования и медицины, как изгаживается природа и разворовывается имущество страны», — написала госпожа Абгарян. Постом писательницы в Facebook поделились почти полторы тысячи человек.

    Вместо выводов

    Сердца протестующих успокоились отставкой премьер-министра Армении Сержа Саргсяна. И тут же волна постов Facebook и видео на YouTube начала сходить на нет. Но даже для специалистов из Лондонского городского университета такое положение дел оказалось бы не удивительным. В 2015 году они опубликовали в Journal of Communication результаты исследований активности в соцсетях, совпадающие по времени с акциями протестов.

    Выяснилось, что шум в соцсетях и митинги с протестами могут быть как тесно связаны, так и идти просто параллельно друг другу. Исследователи проанализировали акции испанского движения Indignados в 2011 году, движения Occupy в США в том же году, а также «уксусную революцию» в Бразилии в 2013 году. В Испании и в США для координации митингующих активно использовались Twitter и Facebook. 

    А вот в Бразилии страсти в социальных сетях кипели лишь после акций, которые завершались массовыми арестами или ранениями участников.

    Британские ученые сделали вывод, что соцсети — хорошее средство раскрутки и координации в любых протестах, митингах и акциях. Большое влияние на смену власти и режима Facebook, Twitter и прочие сети оказывают прежде всего в тех странах, где интернет распространен повсеместно и большая часть населения имеет несколько аккаунтов во всех популярных соцсетях.

    В итоге можно выделить «три боевых слона», на которых революции, «цветные» и «бархатные», въезжают в «режимы»:

    • YouTube. Он обеспечивает видеоподдержку и хранение отснятого контента для дальнейших публикаций в других соцсетях;
    • Twitter. Микроблог помогает распространять информацию через ссылки на тот же YouTube или Facebook. Но также может использоваться как средство координации протестующих;
    • Facebook. Позволяет более широко и тщательно следить за революционной обстановкой, координировать действия, давать развернутые мнения участников и экспертов, которые могут незаметно поворачивать события в нужное русло, если, конечно, пользуются достаточным авторитетом и влиянием на народные массы.

    Прочие соцсети традиционно выступают в роли группы поддержки, также распространяя информацию, но в своем формате. Однако чаще всего они не столь популярны и не очень удобны для революционеров.

    Директор по маркетингу digital-агентства «Интериум» Владимир Блинов