Экономика

Как сотрудники Сбербанка уводят деньги клиентов во время консультаций

3 16968

Часто клиенты банков незаметно для себя лишаются средств с дебетовой или кредитной карты. Нередко это происходит после похода в банк и общения с приятным консультантом, который помогает одолеть непонятный банкомат, нажать нужные кнопки, ввести логин, а порой и пароль.

Прибегают к услугам консультантов, стоящих рядом с платежными терминалами, в основном пожилые люди. Обычно они просят помочь с подключением автоплатежа по ЖКХ или мобильного банка.

Судя по количеству новостей о мошенничествах и вынесенных приговоров в отношении банковских консультантов, Сбербанк нередко принимает на работу вместо добросовестных сотрудников настоящих мошенников.

Например, в прошлом году работницу кредитной организации в Свердловской области Татьяну Немцеву приговорили к шести месяцам лишения свободы условно. Девушка в зеленом платочке в течение рабочего дня стояла у банкомата, «помогая» клиентам.

Она быстро подключала одни услуги, отключала другие, организовывала платеж ЖКХ. Впервые она перевела деньги клиента на свою карту 6 марта 2017 года. Начиналось все с небольших сумм. Люди обычно не досчитывались 400 или 700 рублей. Почувствовав безнаказанность, Немцова пошла дальше, и в итоге на ее счету в короткий срок оказались 60 тысяч чужих рублей.

© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Буквально месяц назад операционист отделения Сбербанка в Ростове-на-Дону «увел» с карточки клиента 1,2 миллиона рублей. Молодой человек по имени Манук Манукян обслуживал мужчину, который в итоге забыл свою карту. Зная ПИН-код, сотрудник списал с карты и с привязанных к ней вкладов все средства. Клиент поплатился деньгами по собственной глупости — он назвал операционисту свой пароль, что вовсе не требуется, а после забыл банковскою карту.

В итоге мужчине повезло: камеры видеонаблюдения зафиксировали момент присвоения сотрудником банка чужой карты. Суд приговорил Манукяна к полутора годам лишения свободы.

ПИН-код никому, включая сотрудников банка, нельзя называть. Он и не нужен банковским сотрудникам для работы: если им понадобится, например, заблокировать карту, они и так могут это сделать,напоминает правила элементарной безопасности экономический эксперт Антон Шабанов.

Чтобы вернуть украденные деньги, специалисты советуют как можно быстрее обращаться в банк, чтобы мошенники не сделали новое списание. То, что перевод денег был несанкционированным, порой невозможно доказать, особенно если инцидент произошел за границей. Но если вы подозреваете сотрудника банка, то в этом случае кредитная организация, скорее всего, немедленно займется этим делом, поскольку в итоге страдает ее репутация, говорят эксперты.

Порой только служба безопасности банка способна уличить нечистых на руку сотрудников. Так и произошло с кассиром-контролером Сбербанка по фамилии Короткова.

Сейчас женщина отбывает два с половиной года в тюрьме. Короткова всячески пыталась запутать следы и под именами других сотрудников заходила в автоматизированную систему банка. Там она находила кандидатов на получение кредитных карт. Далее она оформляла на них кредиты, но указывала свой номер телефона. Женщина даже частично погашала займы, чтобы не сразу навлечь подозрения. В итоге она «заработала» 6,4 миллиона рублей.

«Все виновные лица понесли заслуженное наказание. Сбербанк крайне нетерпимо относится к случаям хищений у клиентов со стороны сотрудников и всегда компенсирует клиентам похищенные денежные средства», — ответила пресс-служба на запрос «Ридуса» о своевременной работе службы безопасности Сбербанка и борьбе с нерадивыми сотрудниками финансовая организация.

Если вам звонят из банка и говорят, что на вас оформлен какой-то кредит, а вы его не оформляли, то нужно спокойно выяснить причины. Надо требовать провести расследование — в том числе от банка. Если банк будет сопротивляться, пишите жалобу в ЦБ, обращайтесь в суд,приводит слова эксперта Шабанова «Лайф».

Сбербанк, разумеется, не единственный банк, где, прикрываясь должностью кассира или менеджера, работают настоящие мошенники. На желании присвоить себе чужое попадались и сотрудники ВТБ24, и более мелких кредитных организаций. Специалисты советуют не хранить средства в одном банке, а заводить несколько счетов.

Однако настоящая волна негатива обычно выливается именно на действия Сбербанка. Например, в прошлом году клиенты этой финансовой организаций обвинили ее в «махинации века», когда дебетовые карты внезапно стали овердрафтными. А также назвали работников Сбербанка пособниками мошенников из-за утечки данных.