Закон о целевых капиталах существует в России уже более десяти лет, но само понятие большинству россиян до сих пор незнакомо. Между тем сегодня и правительство, и администрация президента рассматривают целевые капиталы как важную часть реализации многих национальных проектов, в частности по науке и образованию. Университетам, например, уже прямо предписано обзаводиться таким инструментом: благо они могут опереться на своих выпускников.
Но целевой капитал (эндаумент) полезен не только вузам. Это один из элементов большой пирамиды устойчивого развития любой некоммерческой организации. Суть в том, что деньги, полученные в качестве пожертвования, не расходуются сразу. Из них формируется денежный фонд, который инвестируется в различные финансовые активы, и уже доход с этих инвестиций направляется на конкретные проекты и программы. При этом сам капитал остается нетронутым.
Подобный источник постоянного дохода заметно расширяет горизонты планирования. Однако пока его идеологам приходится активно заниматься ликбезом, посетовали участники III Международного форума «Эндаументы 2019», прошедшего на днях в Москве. Так, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказал о своем опыте общения с потенциальными донорами целевого капитала, который как раз начинает формироваться. Партнерам и друзьям музея, обеспеченным людям высылается убедительная, «вышибающая слезу» презентация эндаумента.
И человек говорит: „Я все понял, денег дам, но что такое эндаумент“? И это — прогрессивные люди, которые строят цифровые бизнесы, — замечает эксперт.Общая задача
Эндаументы должны постепенно выходить в публичное поле. Тогда собирать деньги на образование, культуру, различные социальные инициативы станет гораздо проще, полагают участники форума. Организации, которые сегодня создают свой целевой капитал, не столько конкурируют за ресурсы, сколько решают общую задачу пропаганды самого инструмента.
И интерес к этой проблематике у разных доноров становится все больше, уверяет генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. Эндаумент дает человеку право выбора — поддержать текущую деятельность организации, конкретный проект, который ему нравится, или вложиться в более длительную стратегию развития.
© facebook.comТема целевых капиталов по-прежнему доминирует в Москве и Санкт-Петербурге, но наблюдается ее развитие и в регионах, добавляет эксперт. При этом эндаументы начинают завоевывать относительно новые для себя сферы: растет их число не только в региональных вузах, но и в других организациях, например в музеях.
Источник традиций
Рассматривать целевые капиталы как источник реализации национальных проектов все же несколько преждевременно, считает проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета, исполнительный директор эндаумент-фонда университета Даниил Сандлер.
Чтобы что-то взять, надо что-то положить. На мой взгляд, большинство университетских эндаументов находятся на начальной стадии своего развития, — пояснил он.Вместе с тем эксперт допускает, что в ходе реализации национальных проектов целевые капиталы могут постепенно набрать силу. Да и вообще важны не столько деньги, сколько долгосрочные традиции, которые закладываются такими инструментами. Например, один из восьми эндаументов Уральского университета создали его бывшие выпускники из Казахстана. И теперь из доходов этого фонда выплачиваются стипендии казахским студентам, которые учатся здесь сейчас. Заканчивается формирование аналогичного эндаумента выпускниками из Монголии.
В целом преимущество вузовских эндаументов в том, что у них много жертвователей (то есть выпускников, которые охотно поддерживают свою alma mater), считает Сандлер. Минус же в том, что эти пожертвования невелики.
В ожидании волны
Целевые капиталы рассматриваются не как замена, а как дополнение к бюджетному финансированию, которое выделяется университетам, пояснил директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ Артем Шадрин. Национальные проекты в области образования и науки в значительной степени строятся на развитии исследовательского потенциала университетов, и здесь роль эндаументов могла бы быть очень значимой, полагает он. Кроме того, это еще и коммуникационный инструмент, который позволят вовлекать бывших выпускников в развитие университета по самым разным проектам.
Оксана Орачева© facebook.comНа данный момент далеко не для всех российских университетов эндаумент выглядит экономически разумной инициативой, но целевой капитал — это определенная культура, и приучать студентов жертвовать по рублю, по два, по десять — отличная практика, полагает член попечительского совета Фонда целевого капитала МФТИ Андрей Иващенко.
Может, потом эти ребята разбогатеют и у них будет привычка помогать своей alma mater, — это же замечательно, — говорит он.Эксперт также полагает, что эндаумент может стать хорошим акселератором по взращиванию социальных предпринимателей из студентов и выпускников. Но чтобы сделать целевой капитал действительно эффективным инструментом, необходимо не только собирать деньги, но и привлекать доноров к реальному участию в жизни НКО. А для этого должны быть сформулированы ценности, ради которых люди захотят оторвать время от своей работы и семьи.
В целом Иващенко полагает, что система эндаументов в России начнет наполняться через 10—15 лет. Еще не умерли российские предприниматели первой волны, поясняет он, а во всем мире значительный объем целевых капиталов формируется за счет тех, кто жертвует деньги на смертном одре или оставляет их фондам в наследство.
Барьеры на горизонте
Мешает развитию эндаументов регуляторная среда в сфере НКО — она архаичная, считает директор фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ)» Светлана Маковецкая. В первую очередь речь идет о контрольно-надзорном аппарате. Сектор замучен выборочными проверками, которые проводятся исключительно для галочки, а не ради того, чтобы реально получить какой-то понятный общественный результат. И в итоге с каждого рубля, вложенного в социальную сферу, в том числе в целевые капиталы, приблизительно 13 копеек уходит на преодоление разнообразных барьеров.
© facebook.comЭндаументы и национальные проекты — это долгосрочная история, а НКО, как и большинство населения России, живут в ситуации, когда горизонты планирования составляют максимум 1,5 года, отмечает эксперт. Административные барьеры мешают принимать стратегические решения и прогнозировать развитие организации в более отдаленной перспективе. При этом крайне важно, чтобы был запрос снизу на изменение регуляторной среды, и такой запрос уже формируется, отмечает Маковецкая.
Надежда есть
Президент уже дал поручения, направленные на упрощение отчетности НКО и на снижение издержек, связанных с проверками, заверил Шадрин. По его словам, планируется распространить на них те льготы, которые уже имеет в данной сфере малый и средний бизнес. Соответствующий законопроект подготовлен и в ближайшее время будет направлен на согласование в органы государственной власти.
Есть также поручение правительства по формированию регуляторной гильотины и использованию риск-ориентированных подходов к контролю и надзору, их тоже Минэк предлагает распространить и на НКО.
Заместитель начальника управления президента по общественным проектам администрации президента РФ Александр Журавский, в свою очередь, напомнил, что в ноябре 2018 года был принят закон, который дает регионам право предоставлять налоговые вычеты физическим лицам, финансирующим целевые капиталы государственных и муниципальных учреждений культуры.
Понятно, что это право, а не обязанность, и в каждом регионе ситуация будет складываться по-разному. Но тем не менее это некоторое движение по созданию серьезной, в том числе и финансовой налоговой базы для развития фондов целевого капитала, — отметил чиновник.По его словам, эндаумент — это инструмент, который дисциплинирует и заставляет вырабатывать долгосрочные стратегии, формирует у человека чувство ответственности за ту сферу, в которую он отдает свои средства. И эта долгосрочная инвестиция, преимущественно в образовательную, культурную, социальную сферу, дает уверенность в завтрашнем дне по отношению к следующим поколениям.