Культура Право

Как создатели роликов про букмекеров обошли ФАС

0 6030

В России существуют довольно строгие законы относительно азартных игр, это же касается и, в частности, законов о рекламе казино и букмекерских контор (БК). Регулируется эта сфера статьей 27 Федерального закона «О Рекламе» № 38-ФЗ под названием «Реклама основанных на риске игр, пари». Если почитать соответствующий документ, то станет понятно, что с указанными там рамками особо не разгуляешься. Например, официально запрещено «создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано», «использовать образы людей и животных», «содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска» и т. д.

С платформами для распространения подобного тоже всё довольно сложно. Даже для интернета там есть особый пункт, который перечисляет всего несколько видов сайтов, куда можно поставить такую рекламу. В общем, не только с форматами рекламы, но и с методами распространения оной всё весьма сложно, что, вероятно, к лучшему, так как это хоть какой-то, но всё же вклад в борьбу с игроманией в стране.

Однако все мы понимаем, что не будь определённых лазеек в данном суровом законе, люди бы не знали знаменитых слоганов про «где поднять бабла», «денег надо — играй в…», а также всяких там барабанов, по которым стучат под разные крики. В общем, выходом в ситуации стал пиратский контент и обычные видеохостинги.

Сам я ничего пиратского никогда в жизни не смотрел и не использовал, пользуясь исключительно легальным и лицензированным продуктом, за которой были уплачены все положенные средства, однако знакомые знакомых рассказывали, что в пиратской продукции, преимущественно сериальной, постоянно всплывают соответствующие видеоролики.

Справедливости ради, надо сразу отметить, что это тоже не всегда именно так: бывает, что данные видео более чем легальны и используются весьма узко, например, на собственном сайте БК или… на YouTube.

Всё верно, УФАС не считает размещением таких роликов на YouTube рекламой, «поскольку цели размещения информации на таких ресурсах не преследует целей рекламы». В итоге получается, что не всё, что кажется рекламой букмекерской конторы, таковой является с точки зрения закона, и выходит, что можно довольно свободно снимать и распространять видеоролики на данную тематику, если не преследуются «цели рекламы».

Ответ УФАС. © Белов Данила Ответ УФАС © Белов Данила

Но как же появляются такие видео, как они создаются? Генеральный продюсер и режиссёр видеопродакшена Skimen-video Максим Поляков, работающий с БК, рассказал гражданскому журналисту «Ридуса» о сложностях создания подобных роликов и процессе их появления.

«Взаимодействие с такими клиентами очень сложное. Мы им накидываем 10-15 концепций, из них мы выбираем 2-3, а потом и вовсе чаще всего остаётся один вариант. На всё согласование — от момента задумки до съёмок — уходит месяца полтора. И тут всегда риски: часть роликов может стрельнуть, а часть нет. При этом мы следуем всем законам и правилам. Пока что всё выстреливало, но вирусные видео — это, повторю, всегда риск», — отметил он.

Фото со съёмок. © Максим Поляков Процесс съёмки.© Максим Поляков

По словам Полякова, источников идей для подобных соответствующих видеороликов много: собственные наработки, зарубежный опыт, задумки самой БК и т. п. По его словам, это значит, что не исключён тот факт, что где-то в США или в Европе есть некий рэпер, который рассказывает о способах «поднять бабла».

«Обычно оговаривается общая концепция, для чего ролик нужен, какую цель преследует и т. д. Мы также ищем различные фишечки, которые должны привлекать: рифмованные слоганы, экшен в кадре, отсылка к чем-то популярному, например, играм или сериалам, ностальгические нотки, привлечение звёзд и т. д. Всё довольно индивидуально. Такие клиенты дают возможность реализовываться творчески».

Режиссёр во время беседы признался: бывает, что снятые им ролики появляются и в незаконном видеоконтенте, однако данный факт его не смущает, так как он со своей стороны не отвечает за распространение.

Процесс съёмки. © Максим Поляков Кадры со съёмок ролика. © Максим Поляков

«У меня не вызывает дискомфорта, что эти ролики могут попасть в пиратские фильмы или сериалы. Не я же их кручу. Наша задача — снять всё, а что с ними дальше будет — это не входит в зону моей ответственности. Мне рассказывали „знакомые“, что видели две мои работы в какой-то подобной продукции. Один друг, участвовавший в съёмках, даже „прославился“, ему теперь часто присылают сообщения со скриншотами, мол, это действительно ты? А что ты там делаешь?».

При этом Поляков подчёркивает, что сам строго следует всем существующим запретам именно во время съёмок, не снимает детей, например.

«Касательно процесса. После согласования начинается подсчёт бюджета, создание сметы, а из концепции рождается режиссёрский сценарий и раскадровки. После параллельно назначаем день съёмок, ищем актёров, занимаемся поиском локаций и готовим оборудование (камеры, дроны, краны и т. д.). Хотя один раз мы снимали ролик на IPhone. Окончательный кастинг утверждает БК. Сами съёмки длятся от восьми до 12 часов. Упор всегда делается на эмоции. Ну и самое сложное — постпродакшен: монтаж, переозвучание, график и т. д.».

Съёмка с применением крана. © Максим Поляков © Максим Поляков © Максим Поляков

Поиск актёров, как правило, ведётся среди уже проверенных людей — «своих». Особенно это касается главных героев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нескольких роликах одной конторы (а иногда и нескольких) есть «знакомые лица победителей». Однако этот момент заранее оговаривается и, если необходимо, ищут уже других людей. Плюс свою роль играют типажи, это тоже вносит свои коррективы в кастинг.

Максим Поляков с актёрами из ролика.© Максим Поляков

Поляков также признался, что никогда сам не увлекался азартными играми, а самые яркие воспоминания на этот счёт связаны с лотерейными билетами, которые «стоили 50 рублей, и я в итоге выигрывал 50 рублей».

«Самого меня ужасно бесит реклама казино с тремя цифрами. Она прикольно снята, но ужасно раздражает», — добавил он.