В прокат вышла 3D-версия выдающегося мультфильма «В поисках Немо». Киноридус решил подробнее разузнать о картине, покорившей мир девять лет назад и сейчас возвращающейся к новому поколению зрителей.
Впервые Эндрю Стэнтон, сценарист и режиссер мультфильма, задумал показать подводный мир в компьютерной анимации в 1992 году, во время прогулки по калифорнийскому океанариуму. К тому моменту он уже два года творил в Pixar Animation, где, кстати, оказался девятым человеком (но вторым аниматором), принятым на работу. Зарождавшейся идее помогли детские воспоминания – Эндрю был, наверное, единственным ребенком в мире, посещавшим стоматолога с удовольствием: у того в кабинете был большой аквариум с рыбками. Но рыбы рыбами – а в основе фильма должна все-таки лежать человеческая история. Такую Стэнтону подсказали его собственные отношения с сыном: «Я всерьёз задумался о том, что страх за ребёнка может помешать быть хорошим отцом. С этой мыслью все кусочки паззла встали на место, и родился сюжет».
«Весь смысл этого фильма в том, чтобы передать ощущение родительского страха в нашем хищном мире, - продолжает режиссер. - Как отпустить ребёнка одного на другую сторону улицы, если знаешь, что мир кишит чудовищами? Как победить в себе этот страх?.. И океан – это же отличная метафора всей нашей жизни. Это самое страшное и самое интересное место на Земле, потому что там может встретиться всё что угодно. И плохое, и хорошее. Мне хотелось поиграть с этой темой и рассказать об отце, так боящемся жизни, что это портит его отношения с сыном. Чтобы стать хорошим отцом, ему надо преодолеть в себе этот страх. Поэтому запихнуть его в открытый океан и столкнуть со всем, чего он всю жизнь старался избегать – это хороший повод и повеселиться, и поговорить о серьёзных проблемах».
Уникальная достоверность показанного в картине подводного мира была обеспечена серьезными исследованиями, в которые были вовлечены все аниматоры студии. Это и многочисленные походы в океанариумы, и погружения с аквалангом, и подробное изучение всех фильмов Жака-Ива Кусто и соответствующих программ канала National Geographic. Специально для сотрудников Pixar профессор экологии и эволюции Калифорнийского университета прочитал целый университетский курс ихтиологии: «Лучших студентов я не встречал ни разу», - отмечал ученый позднее.
В ходе работы рассматривались все вопросы, касающиеся океана: как двигаются рыбы, какова плотность медуз, что происходит с водой внутри кита?.. Ответ на первый, например, оказал существенное влияние на формирование характеров главных персонажей. Рыба-клоун (Марлин и Немо), как выяснилось, несется вперёд за счёт горизонтальных толчков грудными плавниками, отчего на больших скоростях всё ее тело болтает из стороны в сторону. А вот рыбы-хирурги (Дори) машут плавниками вверх-вниз, и их поэтому по сторонам почти никогда не болтает.
Особое внимание было уделено собственно воде – ведь именно в ней происходит всё действие! Для начала: как сделать так, чтобы каждую секунду было понятно, что это – вода? Научный подход помог составить список из пяти главных компонентов, создающих подводную среду: это освещение, взвеси, волны, темнота и отражения. Вдобавок Стэнтон поставил перед художниками задачу, чтобы треть итогового кадра находилась в постоянном движении. Речь шла о водорослях, мхе, губках, обо всём, что неизменно окружает героев – это второй план, но именно благодаря его правдоподобности ощущение именно подводного царства неизмеримо усиливается.
Однако одно дело рыбу нарисовать – и совсем другое ее озвучить. Ведь звуковой ряд тоже работает на узнаваемость, на достоверность – а как записать шум океана, чтобы он звучал не так, как мы его слышим на берегу, а как будто бы «изнутри»? Звукорежиссёр фильма признается, что использовал для этого самые нестандартные приемы. Так, шелестение повреждённого плавника Немо было записано при помощи бумажной салфетки, а звук, с которым Марлин и Дори отталкиваются от медузы, - это стук пальца по бутылке с горячей водой.
Все усилия творческой группы оказались ненапрасны: «В поисках Немо» стал мировым хитом и впоследствии получил премию «Оскар» как лучший анимационный фильм 2003 года.
Правильное название формата, в котором картину перевыпускают сегодня - Disney Digital 3D™. Для студии Диснея это уже второй подобный опыт – ранее в новом формате заново выходил рисованный «Король Лев». И хотя нельзя сказать, что работа над конвертацией «Немо» была «легкой», тем не менее данная лента оказалась к такому процессу более «подготовленной». «Во-первых, компьютерная анимация создаёт дополнительное ощущение объёма даже когда она двухмерна, - объясняет это Эндрю Стэнтон. - Во-вторых, почти всё действие фильма проходит в совершенно объёмной среде: когда ты под водой, ты словно висишь в огромном кубе, окружённый пространством со всех сторон. Чтобы передать это ощущение зрителю, нам пришлось как следует проработать фактуру – лучи света, взвесь, парящую в воде, подводные течения. Оказалось, что это здорово помогло нам в работе над 3D. Как будто мы заранее к этому готовились».
Тот факт, что фильм изначально был создан в компьютере, облегчил, конечно, задачу, но в то же время принес и определенные трудности. Технологии за прошедшее десятилетие сильно продвинулись вперед, изменилось программное обеспечение – и потому многие исходники пришлось максимально аккуратно приводить в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Следующий этап - рендеринг кадров, в ходе которого все компоненты были собраны в единое целое, причем в более высоком разрешении. Теперь, тщательно проверив каждый кадр, можно было в буквальном смысле заново переснимать всем хорошо знакомый фильм – только в 3D. Всё вместе заняло у пиксаровской команды девять месяцев.
При этом свято соблюдалось «правило трёх У»: 1) зрителю должно быть Удобно смотреть; 2) зритель должен всё Узнать – и восторг от безграничности океана, и ощущение тесного пространства в аквариуме; 3) новая версия должна быть Увлекательной – то есть, зритель должен увидеть фильм новыми глазами, словно бы заново. Ведь 3D – это не просто «прикол», а инструмент, работающий на усиление сюжета – и в этом для пиксаровцев его основная сила.
Известно, что в работе над фильмом его создатели вдохновлялись этапной работой Уолта Диснея «Бемби». «Мы всё время возвращались к «Бемби», - соглашается Эндрю Стэнтон, - потому что в этом фильме аниматоры серьёзно озаботились пластикой животных, тем, как они движутся. Так они старались добиться большего эмоционального эффекта, большей энергии и красоты. Мы стремились к тому же. Мы себе представляли наш фильм как «Бемби» под водой». Результат известен. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что сегодня «В поисках Немо» - такая же классика на все времена, как и великий мультфильм 70-летней давности. И приятно, конечно, что мы были в числе ее первых зрителей.
См.также:
«Создатель студии Pixar рассказал в Москве о магии анимации»