Экономика Арт-ридус

Как США будут принуждать нас к «финансовой покорности»

0 1495

Иными словами, аналогичные проблемы и процессы будут в ближайшее время возникать во всё новых и новых странах и регионах, о чём мы постоянно пишем на этом сайте.

И говорить об этом нужно всё больше и чаще — поскольку правильное понимание происходящих процессов может сильно помочь в процессе кризиса. Собственно экономические причины кризиса обсуждаются нами уже более 10 лет. Они состоят в том, что 30 с лишним лет стимулирования спроса привели к ситуации, при которой домохозяйства потребляют много больше, чем получают: расходы домохозяйств в Евросоюзе и США превышают их реально располагаемые доходы на 20–25%. На сегодня практически все инструменты стимулирования спроса исчерпаны — и он начинает падать. Именно в этом падении частного спроса и состоит базовый механизм кризиса, и нет никаких оснований считать, что он прекратится в ближайшее время.

Эта наша теория, однако, ничего не говорит о сроках начала той или иной стадии кризиса, здесь нужно более тщательно разбираться в конкретных деталях. Кризис 2008 года был виден по резкому росту частных долгов, а что угрожает нам сегодня? По мнению большинства экспертов, это «пузырь» на фондовом рынке США, который уже давно оторвался от реальных экономических показателей компаний и резко растёт на фоне стагнирующей экономики. Мы здесь, на нашем сайте, неоднократно отмечали, что, скорее всего, «пузырь» прорвётся до середины 2015 года. Но сегодня появилась информация о том, что примерно такое же мнение у руководства ФРС. Во всяком случае, именно так можно интерпретировать слова главы ФРС Джанет Йеллен на пресс-конференции после последнего заседания Комитета по открытым рынкам ФРС США. Она сказала, что к концу 2015 года учётная ставка ФРС существенно повысится — до нескольких процентов. С учётом нынешнего состояния долговых рынков и корпоративных финансов такое повышение вызовет массовые банкротства домохозяйств и финансовых институтов, практически неизбежно серьёзное обрушение финансовой системы. Иными словами, повышение ставок либо само по себе вызовет очередную волну кризиса, либо же должно произойти уже после кризиса, как способ понизить резко возросшую инфляцию. Если предположить, что обвал фондового рынка произойдёт до середины 2015 года, то слова Йеллен абсолютно адекватно описывают рациональную финансовую политику денежных властей, она только скромно умолчала про обвал.

Подобная ситуация означает, что у США не так уж много времени на то, чтобы подготовиться к серьёзному ослаблению роли доллара на мировой арене и, соответственно, усилению региональных валют. Собственно, максимум, на который они могут рассчитывать, — это года полтора. И за это время они должны подготовиться к тому, что главный инструмент управления ситуацией в мире, контроль за оборотом мировой резервной и торговой валюты — доллара — резко ослабнет. Понятно, что в такой ситуации они основное внимание должны обратить на те валюты, которые усилятся в результате этой волны кризиса. И это усиление нужно максимально ограничить и, по возможности, согласовать со своей политикой. Инструменты для этого пока есть, но все ресурсы нужно направить именно на решение этой задачи, всё остальное сегодня особой роли не играет.

А какие валюты, теоретически, могут резко усилиться? Если смотреть на наше окружение, то три: евро, юань и рубль. И что же мы видим? США резко усиливают процесс переговоров по созданию зоны свободной торговли между ЕС и США (которая фактически превращает Западную Европу в торговую колонию США), усиливают напряжённость на Украине (то есть на пути нового «Великого шёлкового пути» из Китая в западную Европу), пугают ЕС Россией.

Отдельно стоит отметить ситуацию с рублём. Либерастическое (я напомню, что это слово используется у нас на Форуме с целью отличать настоящих либералов, то есть сторонников свободы личности от всех насильственных внешних воздействий, от тех, кто стоит за «свободу личности» исключительно от российского государства, но, скажем, не от Международного валютного фонда или международных финансовых авантюристов) лобби в правительстве и Центробанке России активно пытается не допустить создания полноценной рублёвой финансовой системы. Это хорошо видно по тому, как договорились Сбербанк и ЦБ в части продвижения заведомо провального проекта по созданию национальной платёжной системы на базе «универсальной карты» Сбербанка (использующей, кстати, лицензии Мастеркард). После того как стало ясно, что этот проект невозможен, было решено создавать абстрактное АО, которое должно с нуля делать то, что уже давно сделано в рамках проекта ОРС. Впрочем, практически все действия ЦБ сегодня направлены на то, чтобы сохранить или усилить зависимость нашей экономики от доллара — и это, конечно, очень грустно.

Особенно — на фоне внешней политики нашей страны. Здесь отдельно нужно сказать одно очень важное слово: санкции к нашей стране вызваны вовсе не её действиями. Это хорошо видно по реакции на них рядовых граждан Евросоюза и предпринимателей со всего мира. Активность правительственных элит ряда стран против России вызвана откровенным давлением США и связана с одной единственной причиной: что действия России не были предварительно согласованы с США. Другое дело, что серьёзные неприятности в экономике не дают политикам этой страны возможности нанести действительно серьёзный удар. Но и остановиться они уже не могут — поскольку отказ то ответа в подобной ситуации вызывает вал самостоятельных действий со всех сторон…