«Триумфальное шествие» новоиспеченного американского президента с каждым днем провоцирует все большее количество скандалов, стремительно приближаясь к некому апогею, после чего это самое количество вполне может начать переходить в качество.
Первым признаком такого «диалектического перехода» можно считать вчерашнюю статью в немецком издании Focus, автор которой, ссылаясь на китайские источники, утверждает, что китайская армейская верхушка уже не видит альтернативы военному столкновению США и КНР.
По мнению источников издания, причиной тому является приход к власти в США Дональда Трампа, в президентство которого и должна будет произойти война между двумя сильнейшими державами мира.
Согласно публикации, на сайте Народно-освободительной армии Китая некоторое время назад было опубликовано заявление одного из официальных представителей Центральной военной комиссии КНР, утверждавшего, что «война во время срока нынешнего президента США является практически реальностью».
В связи с этим высокопоставленный китайский военный предлагает «отправить китайские войска в Восточное-Китайское и Южно-Китайское моря». Обращаясь к американской стороне, он рекомендует США «заново обдумать свою стратегию в АТР».
Море раздора
Напомним, что Южно-Китайское море уже давно является причиной столкновения интересов Соединенных Штатов и Китая. Последний претендует на контроль за этой акваторией, оспаривая с соседями права на ряд местных островов и параллельно намывая посреди моря собственные искусственные острова. В то же время большинство других стран региона (Вьетнам, Филиппины, Япония) настаивают на сохранении полной свободы морского передвижения в этих местах.
Все это уже не первый год беспокоит Соединенные Штаты, однако во времена относительно мирного и дипломатичного Обамы до серьезных конфронтаций дело не доходило. С приходом к власти куда более «безбашенного» Трампа, имеющего целый ряд собственных претензий к Китаю, китайская сторона начала активно демонстрировать обеспокоенность относительно дальнейшего развития событий.
© Виталий Невар/ТАССПлохой Китай
На деле список претензий Трампа к Китаю значительно шире. Так, избранный американский президент в одном из своих интервью в декабре обвинил Пекин в превращении в «крепость» спорных островов в Южно-Китайском море и отказе помогать США в сдерживании ядерных амбиций КНДР.
О том, что претензии нового американского президента к Китаю не шутки, можно судить по резким заявлениям кандидата на пост госсекретаря США Рекса Тиллерсона во время слушаний в сенате. В своем выступлении он четко дал понять, что Китаю следует хорошенько задуматься относительно искусственных островов в Южно-Китайском море и спорных территорий в Восточно-Китайском море.
«Во-первых, строительство островов должно прекратиться, во-вторых, доступ к этим островам ему (Китаю – прим. ред.) не будет разрешен», — заявил Тиллерсон.
Он добавил, что, с его точки зрения, строительство островов в Южно-Китайском море и затем размещение на них военной техники во многом «сродни взятию Россией Крыма».
Контроль за воздушным пространством и водами у спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море потенциальный госсекретарь назвал незаконными действиями, которые «вызывают чрезвычайную обеспокоенность».
«Одного Китая» мало
Впрочем, по мнению китайской стороны, с приходом Трампа между странами могут возникнуть и куда более серьезные противоречия. Так, в Пекине не исключают, что в отличие от Обамы новый американский президент может отказаться от политики «одного Китая». До последнего времени нежелание прежнего президента США касаться темы Тайваня оставалось надежной страховкой от конфликтов между Китаем и США.
Китайский танк Type 96А© Ольга Соколова/RidusДело в том, что КНР считает государство Тайвань «своей непокорной провинцией», которую необходимо вживить в единый организм страны. Понимая это, американская сторона предпочитала не касаться столь больного для китайского руководства вопроса.
Трамп в декабре прошлого года нарушил этот статус-кво, пообщавшись по телефону с главой Тайваня, тем самым он практически денонсировал прежний «китайский курс» американской администрации.
Язык ракет
То, что между США и Китаем существуют серьезные противоречия, известно достаточно давно. Однако буквально до самого последнего времени на вопрос о возможности прямого столкновения между странами большинство экспертов отвечали резко отрицательно. Ни в Пекине, ни в Вашингтоне никто не хотел даже гипотетического развязывания войны между двумя ядерными державами, прекрасно понимая, какие возможны последствия.
Несмотря на многочисленные взаимные претензии, и амбициозный Си Цзиньпин и сдержанный Обама четко видели «красную черту», переступить которую не был готов ни тот, ни другой. Воинственная риторика Трампа, похоже, возвестила о наступлении новой реальности в этих взаимоотношениях. Не удивительно, что буквально несколько дней назад с легкой руки гонконгской газеты «Пинго жибао» мир облетела новость о том, что в пограничной с Россией северо-восточной провинции Хэйлунцзян размещена одна из китайских бригад межконтинентальных ракет «Дунфэн-41». Буквально сразу большинство экспертов объяснило эти действия тем, что Китай придвинул ракеты максимально близко к российской границе не для того, чтобы угрожать РФ, а для обеспечения наилучшей стартовой позиции для удара по США.
© Коллаж/Ridus«Для китайских ракет, нацеленных на США, и, соответственно, американских ракет, нацеленных на Китай, самой короткой траекторией является путь через российское Приморье и Камчатку», — пояснил «Ридусу» член-корреспондент РАЕН Константин Соколов.
Действительно ли стали эти действия попыткой демонстрации силы в адрес США или это был обычный информационный «проброс», — неизвестно. Впоследствии китайская сторона заявила, что никаких ракет на границе с Россией, нацеленных на США, не размещала. Впрочем, в любом случае должный эффект от данной акции получен: вполне конкретный месседж Вашингтону был отправлен.
Дракон не шутит
На этот раз Пекин без долгих церемоний и бесконечных «китайских предупреждений» дал понять, что шутить не намерен и готов при необходимости использовать все возможные способы «вразумления» потенциального противника.
В отличие от всех предыдущих проявлений китайско-американских трений, эти события вызывают неподдельную тревогу.
С одной стороны, они свидетельствуют о том, что в Поднебесной понимают, что Трамп — не Обама и в случае чего ему действительно может «не хватить тормозов». Его последние действия в отношении мигрантов и назревающий внутренний конфликт в системе управления США, очевидно, только укрепили Пекин в этой уверенности.
С другой — современный мир переполнен оружием под завязку, и, в полном соответствии с «законом Станиславского», это не может не иметь каких-либо последствий. И если уверенность в здравомыслии нового американского президента тает с каждым днем, то надеяться остается только на вековую мудрость китайцев. Впрочем, и она тоже вполне может оказаться под вопросом.