Приятно видеть, что Москва меняется к лучшему. Не все гости столицы могут быть с этим согласны, но я, как коренной москвич — очень даже согласен. А уж тем более с тем, что происходит с метро и дорожным строительством. На днях посетил стройку тоннеля под 32-м километром МКАДа. На карте — это будет пару пикселей где-то на юге Москвы. А на самом деле это участок будущего московского скоростного диаметра (МСД).
Что за диаметр, спросите вы? А это Северо-Восточная и Юго-Восточные хорды. Магистраль, безусловно, нужная столице.
Давайте посмотрим, почему так важны эти 102 с половиной метра тоннеля под МКАДом и вообще, куда можно будет доехать по московскому скоростному диаметру.
Московский скоростной диаметр — новая бессветофорная магистраль, которая пройдет от Варшавского шоссе до платной магистрали Москва — Санкт-Петербург с ответвлением на строящуюся трассу М-12 Москва — Казань. По своим масштабам Московский скоростной диаметр будет сопоставим с крупнейшими городскими магистралями МКАД и ТТК. Магистраль пройдет не только через столицу, но и выйдет за её пределы. На севере ее продолжит федеральная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург, на востоке — строящаяся трасса М-12 Москва — Казань, на юге — одна из главных магистралей новых территорий столицы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. В районе станций Новохохловская МЦД-2 и МЦК московский скоростной диаметр будет связан с Третьим кольцом (ТТК).
1. Как житель севера, я с нетерпеньем жду, когда в этом году завершат кусочек хорды около Дмитровского шоссе. Осталось чуть-чуть.
На участке скоростного диаметра от МКАД до трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе строится семь искусственных сооружений: — два тоннеля (тоннель под МКАДом и тоннель под Симферопольским шоссе) — 4 эстакады — 1 мост через реку Битца. Помимо этого возводятся пешеходные переходы и прочая инфраструктура. Общая протяженность дорог участка порядка 12 км. Мы с вами посмотрим на тоннель, который строится под МКАДом. Поскольку МКАД решили не перекрывать, специалисты группы компаний «Мосинжпроект» разработали такой проект, который позволит соорудить тоннель под кольцевой дорогой, не прерывая движения транспорта. Это достигается за счет сооружения защитного экрана из труб и опыта всех строителей и инженеров. Общая длина нашего тоннеля составляет 102,5 метра. Из которых 64,8 метра приходится на закрытую часть. Но это очень важные метры.
2. Относительно небольшой котлован рядом с МКАДом. Первое, что надо было соорудить — его ограждение, чтобы при разработке грунта МКАД не «уплыл». После сооружения ограждающей конструкции котлована из буросекущих свай приступил к разработке грунта, раскреплению котлована и устройству защитного экрана из металлических труб, заполняемых бетоном.
3. Всего экран содержит 73 трубы. На сегодняшний день продавлено71 труба, из них 52 забетонированы.
4. Пояснения о ходе работ дает руководитель строительства объекта Санат Абилов.
5. Задавливание трубы начинают с её подготовки. На ножевую часть наваривают дополнительные полосы металла, чтобы придать жесткость. При толщине трубы 19 миллиметров, общая толщина ножевой части получается 57 миллиметров. Трубу помещают в кондуктор, который дает общее направление, и далее, с помощью домкратной станции, давят на торец трубы, вдавливая её в породу. По мере продавливания трубы между её торцом и домкратами ставят мощные проставки (на фотографии как раз её вынимают).
6. По словам рабочего, скорость очень сильно зависит от грунта. Длина заходки трубы шесть метров. Было так, что за сутки могли её задавить. А бывало и две недели. Вверху мягкий песок, в нем трубы идут хорошо. А внизу — синяя глина. Её и отбойным молотком взять очень сложно.
7. Устройство нижнего яруса защитного экрана.
8. Так же много времени уходит на сварку труб между собой. Необходимо особо тщательно производить работы.
9. Готовые и забетонированные трубы.
10. Виктор Лосев, проходчик. В конце 80-х годов начинал свой путь после армии с Московского метростроя (он работал на устройстве тоннеля открытом способом в Отрадном), за 30 лет трудового стажа он успел поработать во многих строительных кампаниях нашей необъятной Родины.
11. Подготовка площадки для крепления расстрела котлована.
12. А так начинается строительство уже самого тоннеля под МКАДом.
13. Сначала прошли верхнюю штольню.
14. Крепление как в учебнике по горному делу — приятно посмотреть!
15. Далее уже пройдена поперечная штольня во всю ширину тоннеля. Таких штолен будет всего три.
16. Затем начинают производить цементацию грунта в ядре тоннеля.
17. Бурят скважины и закачивают в них раствор.
18. Все это нужно для закрепления грунтового массива верхнего яруса основания продольной штольни, который затем будут вынимать. Но это еще не все!
Как я написал выше, будет три поперечные штольни. После того, как закончат цементировать верхний ярус основания продольной штольни приступят к цементации поперечных штолен. Далее начнется разработка грунта в штольнях. Далее в трех поперечных штольнях будут забетонированы три полные рамы (стены, перекрытие и лоток) будущего тоннеля. Они воспримут на себя давление экрана из труб. И только после этого приступят к выемке породы из ядра тоннеля, бетонировки перекрытия, стен и лотка.
19. По словам Андрея Сюмака, заместителя генерального директора компании-подрядчика, такой сложный процесс, нужен для обеспечения максимальной безопасности на МКАДе.
И этого всего лишь небольшой участок огромной стройки московского скоростного диаметра. На нем нет второстепенных участков — все они важны для безопасной эксплуатации. А специалисты Мосинжпроекта делают все для безопасного строительства.