Сегодня в США редко вспоминают о случившемся 9−11 марта 1977 года, предпочитая не ворошить прошлое.
Участник тех событий Пол Грин в 2011 году сумел издать собственные воспоминания о трагедии только за свой счет и минимальным тиражом, поскольку издатели были не заинтересованы в публикации его мемуаров.
«Когда они ворвались, у них при себе было 37 единиц оружия, 10 тысяч патронов и запас еды на неделю», — рассказывает Грин.
Многим покажется странным, что никто не заинтересовался историей человека, пережившего нападение на одну из старейших еврейских общественных организаций Бней-Брит.
Грину связали руки за спиной собственным галстуком, ударили в лицо прикладом, раздробив шесть лицевых костей, и оставили истекать кровью на 30 с лишним часов.
Казалось бы, прессе такое должно понравиться. Все становится более или менее объяснимым, если вспомнить о негативной роли афроамериканской общины в инциденте и позитивной роли иранского посла. То и другое в современных США освещать не принято.
История с захватом трех зданий в американской столице (здание Бней-Брит, офис вашингтонской мэрии, Исламский центр Вашингтона) носит религиозный характер, но не столь очевидный, как может показаться на первый взгляд. Одним из требований террористов было снятие с проката фильма «Мохаммед — посланец божий», который, по их мнению, оскорблял мусульман. Но главной причиной теракта стали разборки внутри афроамериканской общины мусульман, ведь захвату предшествовала поражающая жестокостью кровавая драма.
«Ислам для черных»
Еще в XVII веке в США появились общественные лидеры, которые призывали чернокожих принимать ислам как веру предков. К началу XX века эти идеи получили широкое распространение и привели к появлению в Нью-Джерси в 1913 году первой «черной» мечети и созданию движения «Черные мусульмане».
Его второй лидер Элайджа Мухаммед объявил себя пророком, считал белых бесами, созданными для угнетения чернокожих, и ратовал за создание на территории США независимого негритянского государства. В 60-х — 70-х годах многие представители «Черных мусульман» примкнули к леворадикалам из «Черных пантер», которые боролись за права чернокожих с оружием в руках.
Элайджа Мухаммед корень мирового зла видел в белых людях
Между тем представители традиционного ислама считали «Черных мусульман» еретической сектой, поскольку во главу угла они ставили не вероисповедание, а расу.
В начале 70-х конфликты между различными группами мусульман в США привели к столкновениям, в которых погибли 29 человек.
Особенно непримиримую позицию по вопросу «Черных мусульман» занимали представители аскетичной суннитской секты ханафи и ее лидер Хамаз Абдул Хализ (урожденный Эрнест Тимоти МакГи из Гэри).
В частности, Хализ обвинял «Черных мусульман» в убийстве одного из своих лидеров-отступников Малькольма Экса. Этот чернокожий радикал пересмотрел свои взгляды после паломничества в Мекку. Совершив хадж, Экс понял, что ислам объединяет все нации, а не только чернокожих, и стал активно распространять свои новые убеждения. В 1965 году его застрелили бывшие соратники из «Черных мусульман» во время одной из проповедей в Гарлеме.
Хамаз Абдул Хализ
Религия на службе личной мести
В 1972 году Хализ написал письма в 58 отделений «Черных мусульман», в которых обвинял их лидера Элайджу Мухаммеда во лжи и подвергал критике все учение секты. Через несколько дней, пока Хализ отсутствовал, группа «Черных мусульман» ворвалась к нему в дом.
Бандиты зверски убили двух взрослых и шестерых детей. Грудного сына Хализа, которому от роду было всего десять дней, они утопили на глазах матери. Еще двоих детей и внука Хализа утопили в ванной, двух сыновей застрелили. Одну из его жен и дочь тяжело ранили.
Вскоре по этому делу были арестованы пятеро «Черных мусульман», получивших пожизненные сроки.
Но Хализ жаждал мести. В 1977 году он организовал захват трех зданий в Вашингтоне. В качестве повода он выбрал благовидный с точки зрения соратников предлог: снять с проката фильм «Мухаммед — посланец божий».
Будущий мэр округа Колумбия Мэрион Барри-младший получил ранение в область сердца
Однако первым делом он потребовал доставить ему из тюрьмы всех виновных в расправе над его семьей. Хализ намеревался публично обезглавить своих врагов. А еще он хотел вернуть 750 долларов, на которые его оштрафовали за неуважение к суду во время процесса над убийцами из «Черных мусульман».
Сам Хализ и шестеро его подельников захватили здание «Бней-Брит», еще двое террористов блокировали офис на пятом этаже мэрии Вашингтона, а в нападении на Исламский центр участвовали три боевика.
Последняя цель была выбрана из-за того, что глава Исламского Центра доктор Мухаммед Абдул Рауф поддерживал «Черных мусульман», а кроме того, будучи египтянином искал мира с евреями (Египет и Израиль находились в состоянии войны с 1948 по 1979 год).
В общей сложности в заложниках оказались 149 человек, в том числе будущий чернокожий мэр округа Колумбия Мэрион Барри-младший.
Американские силовики не спешили выполнять требования террористов, ограничившись задержкой показа фильма «Мухаммед — посланец божий».
В противном случае боевики грозили обезглавить десятерых заложников. Тем более захват мэрии прошел не по плану. Террористы только начали брать под контроль пятый этаж, когда внезапно открылись двери сразу двух лифтов. Захватчики незамедлительно открыли огонь.
В результате был убит репортер радиостанции WHUR-FM Морис Вильямс, тяжелое ранение получил охранник, который через несколько дней скончался от сердечного приступа, будущий мэр Мэрион Барри-младший получил серьезное ранение, но выжил.
Переговоры с доверенными лицами
Полиция окружила все три захваченных здания, но на переговоры с Хализом отправились послы Египта Ашраф Горбаль и Пакистана Шахазабад Якуб Хасан. Вскоре к ним присоединился посол Ирана Ардешир Захеди, прилетевший специально для этого из Парижа на «Конкорде».
Все три посла долго беседовали с Хализом об исламе, приводя ему цитаты из Корана, подтверждающие неприемлимость его действий. Также к ним присоединился офицер полиции Джозеф О’Брайен, который занимался расследованием нападения на дом Хализа и пользовался его доверием. Последний заверил Хализа, что ему не грозит преследование в случае, если он отпустить всех заложников целыми и невредимыми.
Полиция увозит участников нападения
В итоге Хализ отпустил сначала часть заложников, а потом и всех остальных. В общей сложности захват длился 36 часов (по другим данным 39 часов). Примечательно, что большую часть террористов, включая самого Хализа, незамедлительно отпустили на свободу. Сразу арестованы были только виновные в убийстве и избиениях заложников. Впрочем, в последствии виновные все же предстали перед судом, получив внушительные сроки. Хализ был осужден пожизненно и умер в 2003 году в возрасте 81 года в федеральной тюрьме в Северной Каролине. Но многие из его соратников, отсидев положенное, вышли на свободу.
Пол Грин говорит, что не держит зла на тех, кто взял его в заложники, но и простить их он не может. Свою книгу он написал о заложниках, а не о нападавших. А еще Грин говорит, что после освобождения стал еще больше ценить красоту голубого неба.