Экономика

«Как такси»: климатологов тревожит стремительный рост спроса на частные самолеты

0 2530

Количество полетов на частных реактивных самолетах в последние годы резко возросло, что привело к увеличению выбросов в атмосферу, связанных с нагревом климата, на 50%, подсчитали шведские ученые. Они отследили более 25 тысяч частных самолетов и почти 19 миллионов рейсов в период с 2019 по 2023 год.

Выяснилось, что почти половина из них не превышала 500 километров, а 900 тысяч рейсов и вовсе использовались «как такси» для поездок на расстояние менее 50 километров. Например, летом в выходные дни на Ибицу в Испании или в Ниццу во Франции. А на чемпионат мира по футболу FIFA в Катаре в 2022 году было совершено более 1800 частных рейсов.

Частные авиарейсы, которыми пользуется всего 0,003% населения мира, являются самым загрязняющим видом транспорта. Исследователи обнаружили, что пассажиры больших частных самолетов за час выбрасывают в атмосферу больше CO2, чем среднестатистический человек за год.

На долю США приходится 69% перелетов на частных самолетах, а Канада, Великобритания и Австралия вошли в топ-10. В Великобритании частный самолет взлетает каждые шесть минут.

Общий объем выбросов от полетов частных реактивных самолетов в 2023 году составил более 15 миллионов тонн, что превышает выбросы 60 миллионов человек в Танзании. Ожидается, что к 2033 году в эксплуатацию поступит еще 8500 бизнес-джетов, что будет означать дальнейший рост выбросов на частных рейсах.

Исследователи заявили, что их работа высветила огромное глобальное неравенство в выбросах между более богатыми и более бедными людьми, и что борьба с выбросами богатого меньшинства имеет решающее значение для прекращения глобального потепления.

«Богатые составляют очень небольшую часть населения, но они увеличивают свои выбросы очень быстро и в очень больших масштабах. Рост глобальных выбросов, который мы наблюдаем на данный момент, идет сверху», — сказал The Guardian профессор Стефан Гесслинг из Университета Линнея в Швеции, возглавлявший исследование.

В исследовании, опубликованном в журнале Communications Earth & Environment, были использованы данные с платформы ADS-B, которая записывает сигналы, посылаемые раз в минуту транспондерами каждого самолета, фиксируя его местоположение и высоту полета. Этот огромный массив данных был отфильтрован по 72 моделям самолетов, которые производители позиционируют как «бизнес-джеты». Данные о выбросах, скорее всего, занижены, поскольку в расчет не были включены самолеты меньшего размера и выбросы при рулении по земле.

Анализ показал, что в период с 2019 по 2023 год количество частных самолетов увеличилось на 28%, а дальность полетов — на 53%. Однако менее трети рейсов превышали 1000 километров. За пределами США и Европы частные самолеты популярны в Бразилии, на Ближнем Востоке, в странах Карибского бассейна.

Отраслевые документы описывают пользователей частных самолетов как «людей со сверхвысоким состоянием»: по всему мире их около 250 тысяч. Пользователи частных самолетов в США все чаще используют «адреса конфиденциальности ICAO», которые маскируют идентификационные данные самолета и могут значительно затруднить их отслеживание в будущем.