Космос

Как тебе такое, Илон Маск? Китай наступает на пятки SpaceX

0 5908

Китай наступает на пятки США уже не только в области создания высокотехнологичной продукции и вооружений, но и в святая святых американского hi-teach — космических разработках. Еще недавно казалось, что технология возвращаемых космических ступеней является исключительно прерогативой Илона Маска с его SpaceX Starship недоступной кому-либо еще из космических держав. Однако уже этим летом стало понятно, что китайская индустрия космических запусков дышит Маску в затылок, и неизвестно, за кем, в конечном счете, окажется пальма первенства в этой самой перспективной на сегодняшний день области.

Первый пошел…

В начале лета с платформы в Желтом море стартовала китайская суборбитальная ракета «Юаньсинчжэ-1» (YXZ-1), неся с собой не только надежды своего создателя — китайской коммерческой пусковой компании Space Epoch, — но и перспективы следующего этапа развития космической мощи Поднебесной.

Yuanxingzhe-1. © YouTube

Ракета длиной 64 метра зависла на высоте около 2,5 км, а затем вертикально приземлилась на Восточном космодроме в Хайяне, провинция Шаньдун, что стало первым известным успешным морским вертикальным взлетом и вертикальным приземлением, осуществленным китайскими разработчиками.

Испытательный полёт привлёк гораздо меньше внимания со стороны международного сообщества, чем предшествовавшие ему полёты SpaceX. Тем не менее он подчёркивает стремительное развитие Китаем технологий многоразовых ракет.

По данным Space Epoch, в ходе испытаний были проверены системы управления, дросселирования двигателей и процедуры посадки на море для будущих многоразовых запусков.

«Частники» рвутся в космос

Также это сигнализирует и о больших стратегических изменениях, ибо Пекин не только расширяет свой внутренний космический потенциал, но и готовит логистическую основу для поддержки устойчивого и недорогого доступа на орбиту, который может изменить как коммерческие, так и военные космические операции.

За последние пять лет число задач Китая в области многоразовых ракет стремительно росло благодаря усилиям как государственных, так и частных космических компаний. Помимо Space Epoch, к таковым относится и Landscape — молодая пекинская компания, чья Zhuque-2 стала первой в мире ракетой на метане и жидком кислороде.

Последующая версия ракеты — Zhuque-3 спроектирована с учётом возможности многоразового использования всех ступеней.

20 июня она прошла статическое огневое испытание в рамках подготовки к попытке орбитального запуска. «Прожиг» прошел на полигоне компании в зоне космических инноваций Донфэн на космодроме Цзюцюань в северо-западной части Китая. Девять двигателей первой ступени ракеты успешно запустились и проработали 45 с. За это время они выдали общую тягу в 7542 килоньютона, что сравнимо с тягой американского Falcon 9 от SpaceX при запуске.

Запуск ракеты грузоподъёмностью 21,3 тонны и возвращение ступеней запланирован на вторую половину 2025 года и 2026 год. Zhuque-3 закладывает основу для параллельной архитектуры недорогих и частых запусков, которые могут преобразить как коммерческие, так и военные космические операции.

Еще одним китайским конкурентом является iSpace, чей испытательный аппарат Hyperbola-2 успешно выполнил вертикальный взлет и посадку с высоты 1,5 километра в 2022 году. Дорожная карта iSpace LinkSpace предполагает инвестирование в архитектуру VTVL (Vertical takeoff, vertical landing) на разных стадиях разработки.

Государство идет параллельным курсом

Не отстают и государственные аэрокосмические гиганты Китая работающие над собственными многоразовыми ракетами для поддержки исследования Луны и китайской космической станции.

Китайская корпорация аэрокосмической науки и технологий (CASC) модернизирует свою сверхтяжелую ракету Long March 9, добавив к ней многоразовую первую ступень. Испытательные полеты ожидаются в конце этого десятилетия.

Long March 9. © wikipedia.org

Интегрируя частные грузовые системы в государственную инфраструктуру, такую как космическая станция «Тяньгун», Китай не только создаёт новые возможности, но и ускоряет переход к коммерческому участию в национальных космических проектах. Многоразовые ракеты снижают стоимость запусков и увеличивают их частоту, позволяя быстро разворачивать спутниковые группировки. Частые и экономичные миссии с использованием уже использовавшихся ускорителей уже начали революционизировать рынок коммерческих запусков.

Более широкая космическая экосистема Китая выходит за рамки этих испытаний и планов. После рекордных 68 запусков с новой ракетой Lijian-2 в сентябре, ракеты Qingzhou и Haoloong, предназначенные для быстрых и срочных научных полетов, дополнят существующий ракетный флот, значительно сократив сроки космической доставки и частоту миссий.

Жесткая конкуренция

Несмотря на впечатляющий прогресс Китая, он всё ещё отстаёт от США, особенно от SpaceX, которая осуществила более 300 запусков. Landspace и другие китайские компании всё ещё испытывают прототипы. Даже если запланированный орбитальный полёт Landspace и возвращение первой ступени пройдут успешно, Китай всё равно будет отставать от SpaceX на несколько лет.

Многоразовость — это не только посадка отработавших ступеней ракет. Она включает в себя наземные операции, оптимизацию производства, циклы восстановления и анализ затрат — области, в которых SpaceX обладает существенными институциональными преимуществами.

Космический сектор Китая также сталкивается с особыми вызовами. Регулятивный надзор стал жестче, работа коммерческих игроков все больше переплетается с интересами государственной политикой, а экосистема поставщиков и пусковой инфраструктуры все еще недостаточно развита.

Более того, SpaceX занимает лидирующие позиции по глобальным контрактам на запуски, в то время как Китай по-прежнему в значительной степени зависит от государственных проектов и внутренних заказчиков.

Тем не менее способность Китая сократить отставание не следует недооценивать. Обмен технологиями с CASC и перекрывающиеся военно-гражданские проекты термоядерного синтеза создают для Китая мощную экосистему для развития космических технологий.

Имея в своем распоряжении многоразовые системы, китайские компании смогут быстрее и дешевле разворачивать спутниковые группировки, меняя глобальный ландшафт связи. Прежде всего, это «Гован» — предполагаемая низкоорбитальная группировка из 13 000 спутников, аналогичная Starlink от SpaceX, призванная улучшить покрытие широкополосной связью в Китае и странах глобального Юга. Этот грядущий сдвиг имеет серьезные последствия не только для коммерческой спутниковой индустрии, но и для военного потенциала и геополитического влияния.

Планируемая с Россией Международная лунная исследовательская станция будет использовать многоразовые ракеты.

История многоразовых ракетных технологий в США часто преподносится как вопрос инноваций, личного престижа или даже выживания человечества. Для Китая это стратегический императив. Тесно интегрированная система, в которой новые частные компании работают при государственной поддержке и стратегическом согласовании, направлена на создание устойчивой и масштабируемой архитектуры космической логистики. Её влияние будет ощущаться не только на рынках, но и в геополитике и даже в военных действиях, как на Земле, так и на орбитах.