Культура

Как трагическая гибель мифического жреца нашла отражение в мировой сатире

0 6426

Оноре Домье, Алессандро Аллори, Уильям Блейк, Рой Лихтенштейн, а также комиксисты и карикатуристы, использующие знаменитую скульптуру как источник вдохновения.

На первой картинке тот самый Хеллбой.

О том, как погиб жрец Лаокоон я некогда писала тут (нет, товарищи комментаторы, я не сочиняю посты, будучи в пьяном виде; это просто античная мифология на меня так дико действует, что иначе, чем бредово, я ее излагать не могу, синдром-с).

Вот здесь был «выпуск-2», про потрясающего Сельдяного короля, подозреваемого в этом преступлении, судя по описанию очевидцев. Ну, а завершим этот корпус материалов, я надеюсь, показом того, как знаменитую скульптуру пародировали и перетолковывали.

Одна из самых ранних пародий на эту статую, создана в XVI веке. Вместо людей здесь изображены обезьяны.

Нет, это не про теорию Дарвина: предполагают, что это возможно сатира на якобы неуклюжесть копии скульптуры, сделанной Бандинелли, либо же комментарий к дискуссиям того времени о сходстве между анатомией человека и обезьяны

В журналах XIX века весьма часто использовали эту статую для пародий.

Карикатура с надписью «Гомерический смех» посвящена принятию в 1900 году в Германии т. н. Закона Хайнце, посвященному, в частности, тому, какие произведения искусства (почти все с голыми людьми) являются аморальными. Яндекс. Дзен, можно списывать оттуда, кайзер одобрил.

Политическая карикатура из журнала La Charge, 1832

Оноре Домье. Карикатура на ситуацию в Европе в 1868 году: Великобритания — в центре, пожираемая фенианством, Италия, слева — в ловушке румынского вопроса, и другая фигура справа, раздавленная восточным вопросом .

Американская карикатура, сделанная по тому же принципу: Дядя Сэм борется с бедами, чьи названия подписаны на змеях.

Кодовые слова:

  • крупный бизнес;
  • рабочие;
  • тарифы;
  • реформа.

1896 год. Карикатура на Тройной альянс (он это статуя), а Россия и Франция весело идут под ручку мимо.

1913 год. Если я правильно разобралась, то это карикатура на бейсболистов, скованных своими контрактами.

Это мы посмотрели намеренные пародии. Однако намного интересней другой тип изображений. Это картины и скульптуры, которые создавались под впечатлением от знаменитой скульптуры, в искреннем восхищении и стремлении к подражанию.

Но, поскольку их авторы принадлежали совсем к другой эпохе, работали в другой стилистике и, подчас, им недоставало мастерства -- иногда это искреннее выглядит еще смешнее, чем намеренные пародии.

Для начала освежим в памяти саму статую. Это та самая копия работы Баччо Бандинелли, которую возможно высмеивает карикатура с обезьянами. Находится в Уффици. (Кстати, с кем мы в комментариях обсуждали неправильно восстановленную руку — обратите внимание, здесь Бандинелли предложил свой вариант, более промежуточный).

А вот теперь вдохновленное:

Итальянская керамика XVI века.

Статую откопали, напоминаю, в 1506 году.

Marco Dente, 1515−1527

Karl Daniel Friedrich Bach, 19 век

Это миниатюра из Ватиканского Вергилия, ок. 400. То есть, в эту уже христианскую эпоху, о статуе еще помнили, и возможно, еще она не была утеряна.

Уильям Блейк.

Картина Эль Греко тоже, как пишут буржуи, inspired нашей статуей, но её я в прошлый раз уже показывала.

А вот это круто, 2-я половина XVI века, миланская школа.

И вот еще одна хорошая:

Алессандро Аллори, ок. 1550.

Теперь перейдем к нашим дням.

Потихоньку умирающий жанр карикатуры.

Charles Addams, 1974.

Обрыдлая обложка, такая же, как и сто лет назад делали.

Der Spiegel, 1995.

Люблю такие штуки, особенно если это винтажные фотографии.

Josef Hyrtl, ca. 1929.

Рвем гендерные стереотипы. Одобряю.

Laocoon Parody: Girls of the Horde. Stephen Savage (source).

Комикс -- это высокое искусство со множеством аллюзий, если его делают профессионалы.

Hellboy Laocoön by Bill Reinhold, 2012.

Мэтр модернизма.

Рой Лихтенштейн.

Вот еще типичное для XXI века.

Рисунок 2016 года, художник Peter Gric. Родился в Чехословакии, рисует под Гигера].

Он же…

Разбавим этот пафос Бивисом и Батхедом в стиле Матисса.

William Anthony, 2015.

Современные фотографии скелетов не такие классные, как ретро.

«Death by Natural Causes» exhibit at Houston’s Museum of Natural Sciences.

А вот еще настоящего современного искусства.

Мраморная статуя от Фабио Виале.

Обратите внимание, отличить современное искусство от самодельных приколов не так уж и просто. Да, именно так устроено современное искусство.