Активная информационная война со стороны Турции ставит точку в вопросе, были ли провокации армян на самом деле. Все оказались не готовы освещать конфликт. Кроме турецких информагентств, которые подверглись «нападению» армян прямо с утра. Так и вижу: ездят утром в воскресенье по просторам Кавказа мирные турецкие журналисты в касках с надписью press и вдруг подвергаются нападению — а так это и выглядит на лентах.
На сайте агентства «Анадолу» полностью описана позиция Турции. Спикер Парламента Турции: «Армения — государство-террорист». Глава минобороны Турции: «Армения — главное препятствие миру в регионе». Это то, что висит на главной странице сайта. Ну, кроме того, что, по мнению Ильхама Алиева, азербайджанская армия наносит сокрушительные удары армянским провокаторам.
В результате первые информационные «выхлопы» на Западе воспроизводят позицию Турции. Других «картинок» и интерпретаций пока нет. Это и есть главная рамка конфликта. Нет никакого армяно-азербайджанского конфликта. Есть конфликт Турции — Азербайджана и Армении. При этом Азербайджан занимает в этом конфликте подчиненное положение, фактически роль пушечного мяса для амбиций руководства Турции на доминирование в регионе.
Каждый раз, когда речь идет о конфликте Армении и Азербайджана (прям вот только что на популярном Telegram-канале прочитал про «двух горячих парней» Алиева и Пашиняна, которым надо «успокоиться»), это воспроизводит позицию Турции.
Каждый раз, когда наши СМИ называют происходящее «контрнаступлением», они воспроизводят пропагандистские конструкции Турции — Азербайджана.
Итак. Из чего будет слеплена пропагандистская позиция Азербайджана.
1. Конфликт — внутреннее дело Азербайджана.
Типа как Чечня в свое время была. Эту логику воспроизводит сейчас Ильхам Алиев. Мол, никаких интересов за пределами установления полного суверенитета Азербайджана над «своими территориями» у них нет. Логика является пропагандистской уловкой. Турция — активный политический (пока) участник конфликта, не скрывающий претензий к Армении. В Турции идет активная политическая проработка «поводов» к войне именно с Арменией, а не с НКР. Сейчас Турция активно вбрасывает тезис, что на стороне Армении воюют курды из оппонентов Анкары, как иллюстрации необходимости интервенции именно в Армению для устранения «террористической угрозы» по отношению к собственному государству.
2. Конфликт возник вследствие нападения на Азербайджан со стороны Нагорного Карабаха.
В качестве «базовой версии» избрана старая как мир и навязшая в зубах модель «Глейвиц». Жили-были мирные села, на них напали рано утром враги, повредили что-то, убили кого-то. Это зафиксировали оказавшиеся совершенно случайно корреспонденты государственных агентств. И находящиеся также по странному стечению обстоятельств ударные группировки «страны-жертвы» наносят удар по «проклятому агрессору», который вообще ни сном ни духом, буквально спит во всех смыслах — от военного до информационного. Это мы, собственно, сегодня и наблюдаем
3. Конфликт закончится, когда Азербайджан восстановит суверенитет... Тут два варианта: мягкий — над районами вокруг Карабаха в рамках т. н. «казанской формулы»; жесткий — над всем Карабахом (с десятками тысяч жертв войны и полутора сотнями тысяч беженцев). Но и то и другое является неправдой. И Ильхам Алиев, и Турция неоднократно говорили, что их целью является уничтожение «государства-террориста» как такового. И не только как физически существующего. Но и как истории, как памяти, как народа. За последние 20 лет в Нахичевани, Азербайджане, Турции системно уничтожались даже не просто памятники архитектуры или истории — разрушались кладбища, сносились дома. Просто потому, что там жили какие то значимые армяне — врачи, учителя, священники. Последовательная позиция, многократно озвученная руководителями Турции и Азербайджана, — что Армении вообще быть «на Южном Кавказе» не должно. (Что, кстати, и является причиной, почему в «казанскую формулу» армяне не верят: тяжело одновременно обсуждать отмену эмбарго и умиротворение и слушать, что целью и смыслом существования государств, с которыми ты это обсуждаешь, является уничтожение твоего суверенитета как такового).
И надо понимать, что военная победа в ходе блицкрига — а именно на это рассчитывают в Турции, судя по всему — не «закроет тему», а откроет дорогу к еще большей войне. Позиция «у нас дел тут у всех и так много, давайте им предоставим самим разобраться в их внутренних делах» — к этому, кстати, и призывают — это в чистом виде «умиротворение агрессора» в стиле лорда Невилла Чемберлена. Пока ситуация может быть разрешена политически. Но это только пока.