Репортер программы «Superwizjer» польского телеканала TVN 24 провел расследование по этому поводу и опубликовал видео, на котором одна из украинок рассказала о том, как попала в настоящее рабство.
Женщина по имени Оксана должна была работать на предприятии по производству продуктов питания, где ей пообещали заработную плату в размере 1000 долларов США в месяц. Однако место, в которое она попала, можно назвать трудовым лагерем. У женщины сразу же все отобрали:
— Оставили только мою одежду. А так все забрали. Телефон забрали, чтобы не имела контактов с миром. Потому что мне ничего это не пригодится, т. к. буду только работать «non stop». Если буду послушна, то может быть, получу какую-то выплату, — вспоминает Оксана.
Следующим шоком для нее стал внешний вид женщин, которые возвращались с работы:
— Эти люди выглядели так, как на Украине я вижу тех людей, которые возвращаются с войны. В их глазах был страх, такие как машины, как зомби, — рассказывает она.
По словам женщины на работу ее поднимали пинками:
— В четыре утра меня разбудил пан ногой в спину. «Вставай, не прикидывайся».
— Пнул?!
— Да, да. Как животное, а не человека.
Кормили работников некондиционной продукцией:
— Уже после двух, трех дней у нас почти не было еды. А давали нам есть только то, что там было на выброс. Ну, такой брак, — говорит Оксана.
Когда женщина попробовала возмущаться — ее избили:
— Жили мы в таком тотальном страхе. Когда начали бунтовать люди, нам сказали: «Дорогие мои у нас есть почти 50 женщин. Есть пятеро охранников. Каждому по одной женщине — и конец. И мы уходим отсюда». Кто-то из украинцев меня выдал. Утром ко мне приходит этот пан и говорит: «Ты, б#$%, идешь за мной». И мне досталось пару раз по спине. Он сказал, что каждого, кто будет такой «умный» как я, ожидает такое же наказание, — вспоминает она.
Оксане, благодаря везению, удалось сбежать и вернуться к друзьям. Однако ей сразу же начали угрожать:
— Вы себе не можете такого представить. Я захожу на фейсбук и вижу сообщение от человека, который нашел мне работу: «Что если я пойду в полицию, то он каждого моего ребенка разрежет на мелкие части». Не то, что меня убьет. Нет, нет. Что вырежет мою семью, — рассказывает женщина.
На данный момент Оксана проходит процедуру включения ее в программу защиты жертв торговли людьми. Тем не менее, журналисты пока не смогли найти место, в котором ее удерживали. На момент ее побега на этом предприятии находилось около 50 женщин из Украины.
Впрочем, в Польше тот факт, что в стране существуют трудовые лагеря для украинцев, уже давно не является тайной. Так в сентябре прошлого года интернет-издание fakt24.pl опубликовало материал под названием «Драма украинцев в Варшаве. Поляк сделал из них рабов», в котором рассказало о лагере, где использовался рабский труд украинцев.
Супружеская пара из Украины — Светлана и Олег, приехала в Польшу в поисках лучшей жизни, потому что на родине, по их словам, их заработка «едва хватало на хлеб с маргарином». Светлана окончила во Львове один из лучших ВУЗов, и работала в туристической отрасли. Олег тоже имеет высшее образование. Когда Света узнала, что в Польше может заработать «до 7 злотых за час», такие деньги показались ей настоящим богатством. На Украине она не имела даже половины этого, таким образом, оба приняли решение о выезде в Польшу.
Супруги нашли объявление в соцсетях, в котором посредник за 200 злотых обещал трудоустройство в Варшаве.
Олег и Светлана решили воспользоваться этим предложением. Они приехали в Варшаву и обратились за помощью к двум украинским посредникам — Виктории и Борису. После оплаты они поехали на ул. Вилановская, чтобы разместиться и сразу же начать работать.
— Комната была очень маленькая, нельзя было нормально пройти между напиханными койками, места практически не было. Вечером после возвращения с работы, моя Света, заметила спящих в коридоре людей, — сообщил Олег журналистам.
Везде кишело блохами и клопами, а единственный душ был в подвале. Там тоже жили люди, тесно напичканные на матрацах. Живущие там люди охотно поведали свои истории.
— Говорили, что им не платят по 4−5 месяцев, многие работники никогда не дожидались своих выплат, а в некоторых комнатах живет по 16 человек, — рассказал мужчина.
Владельцем фирмы является пан Мирослав. Он действует как своего рода кадровое агентство — сдает «своих» украинцев для разных тяжелых физических работ на территории столицы и в ее окрестностях. Именно для него работают Борис и Виктория, которые ищут новых отчаявшихся работников.
Когда Олег и Светлана утром приехали на Вилановскую, Борис сразу же потребовал от них документы. Он сказал, что хочет их скопировать.
— Вечером не хотели вернуть наши паспорта, утверждали, что сначала мы должны подписать какие-то бумаги, — рассказала репортерам девушка.
— Одним из них было так называемые заявление, или белый лист с надписью «я заявляю, что…», а дальше пустое место. Они велели, чтобы я вписала туда свои паспортные данные. Я сказала, что не буду подписывать пустых бумаг, тогда они пригрозили, что не отдадут документы. Начали давить и запугивать, — сообщила Светлана.
В конце концов, она сдалась, и подписала заявление. Позже девушка узнала от других жителей «хостела» о том, как подписанные незаполненные бумаги были использованы для получения кредитов или шантажа.
— Я поняла, что что-то не так, поэтому намеренно допустила ошибки в моей фамилии и номере паспорта. Другие люди давали свои реальные данные. Я знаю украинца, на фамилию которого взят большой кредит, — рассказала Светлана.
К сожалению, этот мужчина не захотел заявлять в полицию. Он также отказался общаться с редакцией Fakt24. Сказал, что боится мести.
Олег, когда понял, что они попали на мошенников, пригрозил Борису, что позвонит в консульство и вызовет полицию. После долгого разговора Борис отдал паспорта и заявления. Пара сразу же сбежала с Вилановской. Они не стали сообщать в полицию, радовались тому, что им удалось выбраться из этого места.
Журналист издания связался также с другой украинкой, которая работала у пана Мирослава.
— Прошу, что-то с этим сделать. Это бандиты, они делают что хотят, и думают, что им за это ничего не грозит. Я сбежала оттуда, не хотела даже от них никаких денег, они были должны мне за два месяца работы. Я хотела как можно скорее отсюда выбраться, чтобы меня уже не нашли. Я подписала эти бумаги, и боялась, что они повесят на меня какой-то долг, ведь они могли вписать там любую сумму в пустое место. Быстро упаковала свои вещи и уехала, — сообщила Ирина.
Большинство людей, живущих на Вилановской, зарабатывали 7 злотых в час, из которых 450 злотых в месяц платили за жилье. Работая в среднем по 10 часов в день у пана Мирослава, можно было заработать — за вычетом стоимости проживания — 950 злотых (около 13 тысяч рублей — прим) в месяц.
Однако не все получали даже эти деньги. Сначала «заробитчанам» приходилось работать бесплатно, «на пробу», а потом работодатели начинали медлить с оплатой.
Встречались украинцы, которые вкалывали без зарплаты по полгода. Их тогда подкармливали сочувствующие соседи по комнате, иногда удавалось съесть бесплатный обед в забегаловке, в которой они за это мыли посуду.
Часто люди, у которых уже не было сил ждать зарплату так долго, возвращались на Украину. Некоторым деньги на возвращение передавали близкие, кто-то покупал билеты из отложенных на черный день сбережений.
"Гостиница" пана Мирослава© fakt.plКак утверждает Ирина, однажды украинцы позвонили в полицию. Пришел сотрудник, послушал о не выплаченных деньгах, а потом сел в машину и уехал.
— Он не сделал ничего, — пожаловалась репортерам собеседница.
Ирина рассказала журналистам также о беременной украинке, которая, несмотря на плохое самочувствие, делала тяжелую работу на кухне в течение нескольких месяцев, а в конце вернулась на Украину ни с чем.
— Пан Мирек кричал на нас, называл украинским быдлом, люди его очень боялись и закрывались в своих комнатах. Когда заболела одна из женщин, он заставлял ее работать. У нее была температура 40 градусов, — рассказала Ирина.
Во время беседы с украинцами журналистов заинтересовал вопрос: почему большинство из них не обращаются в полицию?
— Большинство из них ведь здесь работает «в черную», возможно, что некоторые находятся на территории Польши нелегально, и это объясняет, почему они избегают полиции, — говорит Ирина.
Из-за этого они становятся легкой добычей мошенников. Они предпочитают лучше потерять заработок за несколько месяцев, чем получить в паспорт штамп о запрете на въезд в Польшу (запрет может быть на срок от 6 месяцев до 5 лет).
Журналисты связались с паном Мирославом и задали ему вопрос: легально ли он нанимает украинцев и выплачивает ли им зарплату?
— Это хохлятские манипуляции, попытка запугивания меня и вымогательства больших денег, — услышали они в ответ.
Как неофициально узнали репортеры Fakt24, полиция уже присматривается к этому делу. Однако, — как сообщил один из офицеров — у сотрудников полиции связаны руки, если в участок не придут потерпевшие и не начнут официально давать показания.
— Пока нет потерпевшего, нет преступления — объяснили собеседники. Но украинцы не воспринимают полицию в качестве учреждения, где они будут услышаны и получат помощь. Многие из них боятся силовых структур и депортации.
Позже издание Fakt24 сообщило, что полиция все-таки нагрянула на Вилановскую и задержала там всех присутствующих. Однако в результате таких акций польских силовых структур по ликвидации трудовых лагерей, их владельцы, как правило, не несут за свои действия никакого наказания, но при этом больше всего страдают сами гастарбайтеры, которые в итоге за то, что трудились нелегально, получают в паспорт штамп о запрете на въезд в Польшу.
Так, в начале апреля интернет-издание strajk.eu сообщило, что пограничная служба ликвидировала недалеко от городе Нове-Място-Любавске еще один трудовой лагерь в котором украинцы жили и работали в условиях несовместимых с 21 веком.
Пограничники в течение нескольких недель наблюдали с помощью беспилотников за двумя предприятиями по переработке пищевых продуктов. Их подозрение вызвало то, что работники не покидали территорию этих предприятий.
— Часть украинцев начала от нас убегать, — сообщила пресс-секретарь варминьско-мазурского отделения пограничной службы Мирослава Александрович, — Мы не могли допустить, чтобы они убежали, поэтому проникли внутрь. На месте мы увидели множество маленьких комнат, каждая — около восьми квадратных метров. В них находилось по паре двухъярусных кроватей, чтобы в каждой могли спать по четыре человека. Там было жестче, чем в тюрьмах.
По мнению пограничников, иностранные рабочие не были там полноценными заключенными, и поскольку имели в своем распоряжении необходимый минимум социальных объектов, то их работодателям не будут грозить правовые последствия. Единственными, кому будут предъявлены обвинения, являются сами украинские «заробитчане», которых в лагере оказалось 48 человек.
— Мы допросили их под протоколы, и многие из них дали исчерпывающие показания. 35 человек не предоставило ни свидетельств легальности их работы, ни трудовых договоров. В то время как двое иностранцев вообще не имели при себе никаких документов дающих право на пребывание в Польше, таким образом, они должны будут вернуться в свою страну. Один из них получил запрет на въезд в Польшу на один год, другой — на два года, — сообщила Мирослава Александрович.
В данном случае, как мы видим, владельцы трудового лагеря остались совершенно безнаказанными, а обвинения были предъявлены самим гастарбайтерам, в результате чего двое из них уже получили запрет на въезд и будут депортированы из страны.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь для Польши, Украина, прежде всего, является источником дешевой рабочей силы и защита прав украинских граждан, которые благодаря «революции достоинства» вынуждены обрекать себя на добровольное рабство, польских панов волнует меньше всего.