Путешествия

Как устроена единственная в России трамвайная улица

1 10460

Год назад случилось радостное долгожданное событие в транспортном мире: в городе Владикавказе трамвайчики снова пошли в центр! Движения здесь не было два года, и вот, трамвайный звонок снова раздаётся на улицах Кирова и Мира.

Интересный момент, на который почему-то мало кто обращает внимание: именно во Владикавказе существует единственная в России полноценная трамвайно-пешеходная улица!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Это такое популярное на западе явление, но у нас оно есть только в одном городе, причём почему-то ни урбанисты ни транспортники этот факт никогда не отмечали. Притом, что сделана она довольно качественно и добротно: бульварчик посередине и пешеходная часть и трамвайные пути по бокам.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Но два года трамвайно-пешеходная улочка была просто пешеходной. Собственно, когда я был в прошлый раз во Владикавказе три года назад, трамваи доходили только до вокзала, а потом разворачивались треугольником у вокзала, сдавая задним ходом.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Из-за того, что сеть была разорвана, там была какая-то лютая дичь с маршрутами: например, 2-ка в одну сторону шла по одному маршруту (от П. Морозова к вокзалу), а обратно она уже становилась 10-кой.

В обратную сторону 2-ка шла от проспекта Коста к конечной «П.Морозова» и ей навстречу тоже шла другая 10-ка. В общем, полный крышеснос, но местные ориентировались, да и трамваев то ходило не так много, чтобы запутаться.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Сейчас, правда, полноценного восстановления всё равно не случилось: с запуском движения в центре закрыли линию на проспекте Коста и, опять же, полноценного кольца нет. Трамвайчики проходят бульварчик на улице Мира, разворачиваются на площади Штыба и едут по другой стороне Мира уже обратно. Впрочем, востребованы они на этом участке довольно сильно (а вот дальше уже идут полупустыми). 500-метровый участок на улице Плиева пока на ремонте.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Бульвар, кстати, не такой уж и короткий: более километра. На всём его протяжении красивые здания царской эпохи, кафе и ресторанчики, фонари, прогуливающиеся горожане.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Татрочка на фоне бывшего «Детского мира»

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

В конце бульвара — просторная пешеходная площадь Свободы, на которой расположены администрация республики и правительство и дворец правосудия. И тут везде тоже — трамвайно-пешеходно!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

В центре площади есть несколько стоящих напротив друг друга лавочек. Если нет палящего солнца или осадков, наверное тут приятно посидеть.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

И вот ходишь гуляешь по улице Мира и восхищение просто таки переполняет тебя! Красивая улица, красивые дома, уютное общественное пространство, красивые трамвайчики, красивые деревья с осенней листвой — всё сложилось воедино и создало просто совершенство!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Даже ехать тут очень необычно: открываются двери, а за ними — ни остановка, ни проезжая часть, а пешеходное пространство!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Вот как, кстати, это место выглядело ещё 2 года назад, до реконструкции. Пешеходная зона уже была, но обустроена она была довольно простенько.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Очень рад за Владикавказ, что они, наконец, восстановили эту линию, и город стал ещё приятнее и притягательнее (хотя он и так неплох).

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Интересно, что в момент прибытия во Владикавказ, я даже и не знал, ходят ли они в центр, или нет. Почему-то из городов Северного Кавказа вообще очень мало информации о транспорте поступает.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Я шерстил новости, схемы и не нашёл нигде, что движение восстановили. Поэтому, я был морально готов, что скорее всего, они до сих пор разворачиваются на вокзале.

И то, что прибывшая с севера двойка вдруг разворачиваться не стала, а усвистала куда-то вдаль по Кирова, стало для меня приятным сюрпризом! Ну я дождался следующего трамвая и поехал на нём.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Ещё не все водители привыкли, что по линия теперь действующая, поэтому по бульвару туда-сюда катается машинка ГАИ, и сгоняет их с путей.

Впрочем, и владикавказцы тоже не все ещё привыкли к возвращению в центр трамвайчиков, и очень часто их фотографируют.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Хотя, объективно говоря, состояние у владикавказского трамвая очень так себе. Вагоны, вроде, более-менее в норме, но их очень мало: на балансе сейчас всего 18 вагонов, а дневной выпуск — чуть больше 10.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Для 300-тысячного города это практически ничто. Пути за пределами центра убитые, скорости никакие, и кроме трамваев в городе остаются исключительно маршрутки. Занятно, что вагоны годами не перекрашивают и не меняют рекламу: вот тот рыжий вагон с барсами был таким ещё 3 года назад.

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com

Но владикавказцы очень любят свой трамвай, всё-таки он очень старый, появился в начале ХХ века и стал уже символом города. Есть планы по закупке новых вагонов и реконструкции полотна и контактной сети. Пожелаем владикавказским трамвайщикам удачи в их нелёгком деле!

© Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com © Георгий Красников/griphon.livejournal.com