Военное дело Военные конфликты Видео

Как устроена пиратская «кавалерия»: интервью с командиром мотобата «Эспаньолы»

0 2988

Добровольческий корпус ВС РФ (Доброкор) одним из первых в современной Российской армии начал массово применять мотоциклы для перемещения штурмовых пехотных подразделений. Инициатива пришла из 88-й бригады «Эспаньола», но уже сейчас становится общей практикой для большинства добровольческих отрядов.

Новое — хорошо забытое старое

Задача средневековой кавалерии, как мы помним из военной истории, была рубить и топтать, прорываясь сквозь строй пехотных подразделений. Кавалерия XIX века была схожа в тактике со скифскими лучниками: приблизились на дальность полёта пули, расстреляли боезапас и ушли. Современная мотокавалерия используется иначе. Задача мотоштурмовиков — максимально быстро преодолеть зону действия FPV-дронов и артиллерии противника.

Зона контроля FPV-дронов ещё не вошла в военные учебники, но уже стала реальностью современной войны. Плотное воздействие дронов ощущается на глубине до 20 километров. Кроме выполнения непосредственных задач, современные штурмовики должны сначала попасть на линию боевого соприкосновения. Именно для этих целей они и оседлали мотоциклы.

Современная «кавалерия» 88-й бригады «Эспаньола» Доброкора называется мотобатом: это мотоциклетные штурмовые отряды, работающие малыми группами, где в качестве «коня» используются современные лёгкие кроссовые мотоциклы российского и китайского производства.

При деятельном руководстве комбрига «Эспаньолы» Испанца один из первых мотобатов в Российской армии создал командир штурмового отряда 88-й бригады с позывным Питбуль — в прошлом известный питерский футбольный фанат, а теперь кавалер двух орденов Мужества и пример для подражания. За плечами подразделения Питбуля, пока оно работало ещё в пешем порядке, имеется успешная работа под Угледаром в 2022–2023 годах, в окрестностях Клещеевки летом и осенью 2023 года, успешная штурмовая работа в Богдановке зимой 2024 года.

Впрочем, мотобат не был бы собой без ещё одного человека — старшего инструктора с позывным Яга, в прошлом профессиональной спортсменки, которая смогла полностью воплотить для бойцов-штурмовиков суворовский тезис: «Тяжело в учении — легко в бою!»

Яга заложила в работу определённые принципы.

Во-первых, не все пригодны к работе с мотоциклом. Далеко не каждый желающий способен управлять кроссовым байком в условиях высоких нагрузок, напряжения и стресса.

Во-вторых, когда отбор способных бойцов произведён, они погружаются в тренировки постепенно, от простых заданий к сложным. Каждый раз добавляются новые тактические элементы. Тяжёлая в физическом и тактическом плане работа на полигоне позже позволила бойцам максимально уверенно чувствовать себя в боевых условиях.

Плюсы и минусы

В военной среде прогремел эпизод, когда в августе штурмовики мотобата «Эспаньолы» проскочили без мобильных систем РЭБ прямо внутрь Часового Яра вплотную к противнику на дистанцию стрелкового боя. Никто из бойцов не испугался и не впал в панику, потому что уровень выучки и уверенности в себе позволил им брать адреналин под контроль.

Ну а в целом принцип работы мотоштурмовиков таков: быстро и скрытно прибыть на линию боевого соприкосновения или дальше, непосредственно к позициям противника. Для этого штурмовики используют системы РЭБ и сумерки вместе с эффектом скорости и внезапности. А дальше всё по-суворовски: внезапность и напор.

У мотоштурмов есть два неоспоримых плюса по сравнению с пешими порядками: скорость и грузоподъёмность. Они могут взять с собой значительно больше еды, воды и боекомплекта, чем пехотинцы. По признанию штурмовиков «Эспаньолы», летом 2024 года главным дефицитом на ЛБС была вода. Именно её штурмовики берут с собой как можно в большем объёме.

Автор канала «Живов Z» специально для «Ридуса» представляет вниманию читателей интервью с командиром штурмового мотобата 88-й бригады «Эспаньола» Питбулем и старшим инструктором Ягой, в ходе которого обсуждены принципы работы нового для Российской армии подразделения, его настоящее и будущее.

«Живов Z»: насколько реально уровень подготовки мотоштурмовиков повлиял на результат работы в Часовом Яре?

Питбуль: мы заходили в экипировке, поверх которой была надета броня. Прекрасно знаю, что такое адреналин и как он действует на организм человека. Как и на гражданке, бойцы часами тренируются в зале, а выходят на 10–15 минут, где за 2–3 раунда «дохнут». Благодаря тому, что ребята тренировались в полной экипировке в жару на полянах, а на ЛБС вышли в более облегчённом снаряжении, адреналин так не сыграл. Голова соображает лучше, парни отработали максимально чётко. После захода не было даже намёка на страх или усталость, все обсуждали работу и хотели ещё.

«Живов Z»: получается, научный подход к тренировкам? Научили ребят брать адреналин под контроль?

Яга: все тренировки строятся от простого к сложному. То есть сначала ты учишь человека просто сидеть, а потом прибавляешь сложность задач. Когда уже и здесь всё хорошо, добавляешь новую форму. Постоянно надо держать ребят в небольшом стрессе. Как только они привыкнут к нему, добавляешь новый элемент обучения. У нас каждая тренировка проходила таким образом, что бойцы возвращались и спрашивали: «Блин, я вообще как?» Наших ребят после таких тренировок уже ничем не удивишь.

«Живов Z»: сколько и какую нагрузку может взять боец мотобата?

Питбуль: всё то же самое, что у пеших штурмовиков, только гораздо больше. Поскольку мы думаем не только о себе, но и о всей группе, мы распределяем, кому нести воду, кому еду, а кому боекомплект. Всё зависит от комплекции человека и рассчитывается с учётом, как зацепить багаж на байк.

«Живов Z»: сколько боекомплекта (БК) вы брали с собой?

Питбуль: учитывая, что у нас на позициях там уже был определённый запас БК, мы особо набирать не стали. Поэтому сделали упор на воду из-за сильной жары.

«Живов Z»: потерянный байк или риск для бойца, что выберете?

Питбуль: если стоит вопрос, здоровье или байк, то выбор всегда делается в пользу здоровья бойца. Наш комбриг конкретно сразу по этому поводу сказал: жизни бойцов важнее.

«Живов Z»: как глубоко противник может угрожать нашей ротации за счёт FPV?

Питбуль: обычно в районе 10 километров.

Яга: сейчас бывает, что значительно дальше регулярно залетают.

«Живов Z»: остальные штурмовые группы «Эспаньолы» заходили с РЭБ?

Питбуль: у всех всё спокойно прошло, все под РЭБом, всё чётко, без потерь. «Птицы» теряют управление на солидной дистанции.

«Живов Z»: речь идёт о мобильных системах РЭБ, производимых в КБ «Эспаньолы»?

Питбуль: конечно. Наши мобильные системы «Гном» — это РЭБ на высоте, которая регулярно доказывает свою состоятельность.

«Живов Z»: с какой дистанции боец слышит дрон, если передвигается пешим порядком?

Питбуль: всё зависит от ситуации и обстановки. Потому что там постоянно прилетают снаряды и мины, летают свои и чужие дроны. Нужно концентрироваться на звуках дрона, чтобы вовремя его заметить. Но я контужен и хорошо слышу только одним ухом. Тут нужна чуйка. Наверное, метров за сто дрон уже слышно.

«Живов Z»: как мотоштурмовики переносят ужасы войны? За счёт чего не теряют присутствия духа?

Питбуль: в первую очередь это вопрос к командиру, поскольку именно он должен постоянно общаться с личным составом, чтобы была налажена ментальная связь. Когда наши братья с позывными Штурм и Гринч погибли, у одного бойца глаза конкретно потухли… Я поговорил с ним без давления, дал отоспаться… На следующий день я уже подтянул его. И дальше беседа, беседа, беседа… Тут важно вербальное общение с товарищами в подразделении. Как товарищи относятся, как товарищи поддерживают. У нас поддержка конкретная. Мы друг друга реально поддерживаем. Поэтому и психологическое состояние у нас в порядке. Когда ты приходишь на фронт, ты уже умер, причём неоднократно. Когда всё это осознаёшь, относишься проще. Если человек помнит о смерти, он прекрасно осознаёт, что она произойдёт в любом случае и бояться её не надо. Чему быть, того не миновать — всему своё время.

«Живов Z»: чем удивите противника в следующий раз?

Яга: главная фишка «Эспаньолы» — это гибкость мышления и умение адаптироваться буквально ежесекундно к любой новой ситуации. Хорошая подготовка очень важна, но если есть «пролежни от фуражки», то и она не поможет.

«Живов Z»: где обслуживают свои байки мотоштурмы?

Яга: после постановки боевой задачи мы приезжаем в зону боевых действий, где быстро запускаем мастерскую. К началу боевой задачи я уже была готова развернуть полевую мастерскую непосредственно на ЛБС. Мотоциклы приходится чинить постоянно, моторесурс у них небольшой. Но мы работает на том, на что бригаде хватает средств. В идеале хотелось бы работать на японских кроссовых байках, поскольку они намного надёжнее.

«Живов Z»: когда вы заходили в Часов Яр, мы видели на видео, что один из ребят заглох, верно?

Питбуль: он не заглох, а отреагировал на взрыв рядом со мной. Есть задача, надо её выполнять. Если меня разрывает на части, группа двигается дальше. Такая задача стоит. Мы все играем в большую игру, но у каждого есть ещё своя роль поменьше. Что бы ни случилось в дороге, останавливаться никто не должен, даже если в товарища прилетело. Его эвакуация — забота другой группы. Если группа мотоштурмовиков остановится, она может погибнуть.

«Живов Z»: была ли у кого-то из мотоштурмов прямая онлайн-связь с оператором БПЛА-разведчика?

Питбуль: нет, такой прямой связи не было, но мы планируем это наладить. Это существенно повысит коэффициент выполнения задачи. Подготовим противнику много новых сюрпризов, но каких именно, это секрет, иначе сюрприза не будет.

Яга: современная война очень быстро изменяется, процесс развития идёт постоянно. Ничего такого, о чём мы сейчас разговариваем, не было в учебниках. Преимущество получает тот, кто первым изобретает новый приём боя и новую хитрость. Если мы копируем за противником, это уже не то. Надо всегда быть первыми. Поэтому мы не можем раскрывать детали и задумки. Гибкость и быстрота мышления — главный козырь «Эспаньолы».

«Живов Z»: работу мотоштурмовиков как самостоятельных подразделений уже можно признать успешным опытом?

Яга: когда мы только озвучили эту идею несколько месяцев назад, наталкивались в основном на скепсис. Ну и что? Всё же получилось. Причём не только у нас, но и у других подразделений тоже.

Питбуль: у нас получилось всё так удачно, что враг теперь считает, что каждый боец на мотоцикле на нашем участке фронта — это солдат «Эспаньолы».

«Живов Z»: смежники обращались для обмена опытом?

Питбуль: нашу идею подхватили многие смежные подразделения Доброкора, да и всей Российской армии в целом. И реально хорошо готовят парней. Мы на монополию не претендуем, это общая война для всех. Со смежниками делимся опытом, обучаем, помогаем, подсказываем по прикрытию РЭБ. Кроме кроссовых байков, смежники нашли применение электробайкам и даже электрическим самокатам.

«Живов Z»: как происходит мотоезда на ЛБС? Можно развить большую скорость? Трясёт сильно? Прокалывали колёса?

Питбуль: едешь со скоростью 50–60 километров в час, объезжаешь осколки, остовы бронетехники, мины, уворачиваешься от дронов. Колёса мы не прокалывали ни разу. Задолго до всего этого в Клещеевке я осуществлял ротацию бойцов на своём пикапе, где ехал ночью без фар на чувстве и инстинктах. Вот там, было дело, прокалывал колесо. А на байках такого пока не бывало.

«Живов Z»: для чего можно использовать на войне байк, кроме быстрого захода на позицию и выхода с неё?

Питбуль: если фронт стоит, то мотобайк можно с пользой использовать для эвакуации раненых. У нас был такой опыт, когда забирали трёхсотого Космоса (разведчик «Эспаньолы»).