19 января на YouTube начался показ документального сериала «Мир глазами современных русских путешественников» об уникальном кругосветном плавании членов Русского географического общества на надувном парусном тримаране по следам кругосветных экспедиций русского флота в XIX веке. Руководитель экспедиции Евгений Ковалевский вышел на связь с «Ридусом» из бразильской Форталезы, чтобы рассказать о ходе и проблемах плавания.
Идея морского похода вокруг земного шара принадлежала капитану тримарана Станиславу Березкину из новосибирского отделения Географического общества. По словам Ковалевского, за основу маршрута Березкин взял плавание корабля Ивана Крузенштерна «Надежда» во время первой русской кругосветной экспедиции 1803—1806 годов.
«Он решил напомнить миру, что русские кругосветчики внесли значительный вклад в изучение и картографирование Мирового океана, чтобы об этом узнали в мире и в России. Потому что наши школьники не знают, кто такие Крузенштерн, Литке, Беллинсгаузен, Коцебу, Фердинанд Врангель и другие… Когда я узнал об этом, идея мне понравилась, и мы решили объединиться. Этим проектом мы увлекли томское отделение РГО и подали заявку на президентский грант», — сообщил «Ридусу» мореплаватель.Станислав Березкин (слева) и Евгений Ковалевский на Канарских островах.
Подготовка к плаванию — разработка маршрута, программы экспедиции, заявка на грант, выбор судна — заняла около шести лет. В некоторых отношениях замысел Березкина и Ковалевского был уникальным.
«Мы понимали, что нам хочется спортивного рекорда, и именно поэтому было выбрано экспериментальное судно, которое не имеет мировых аналогов. На надувном парусном тримаране кругосветное плавание еще никто не проходил», — сказал «Ридусу» руководитель экспедиции.Надувной тримаран.
Экспедиция стартовала 1 июля из Санкт-Петербурга. Все время плавания Ковалевский и Березкин поддерживали связь с береговым центром в томском отделении Географического общества. После перехода по Балтике и Северному морю с заходами в Стокгольм, Амстердам, Брест и другие европейские порты в конце сентября их тримаран обогнул Европу, а в декабре уже пересекал открытый Атлантический океан.
Из-за штормов кругосветчикам пришлось отклониться от маршрута к западу, зайдя для ремонта в Форталезу — мачта тримарана и крепления центрального баллона получили повреждения. Мореплаватели планируют покинуть берега Бразилии в феврале, после чего им предстоит еще одна длительная стоянка — в Монтевидео или Буэнос-Айресе, где они переждут в мае — сентябре зиму Южного полушария и затем обогнут мыс Горн при более благоприятной погоде.
Маршрут Ковалевского и Березкина, от которого им пришлось слегка отклониться.
«Планировалось, что мы закончим поход летом 2023 года. Но океан оказался круче, плюс из-за COVID-19 у нас возникли задержки в портах, связанные с выполнением нашей программы. Поэтому график сдвинулся, мы закончим летом 2024 года», — сказал Ковалевский.Лодка не разбилась о быт
Одной из причин, по которой члены РГО выбрали для осуществления своего проекта именно надувной парусный тримаран, было «желание испытать на себе все трудности парусных кругосветок». И действительно, жизнь на борту небольшого судна в бурном океане оказалась сопряжена для Ковалевского и Березкина с массой хлопот.
«Лично мне особенно тяжело даются бессонные ночи, нам не хватает времени для сна. Ты начинаешь уставать, изнашиваться, нервная система заходит в тупик. Стресс все увеличивается и даже на берегу не отпускает», — отметил руководитель экспедиции.Тримаран в открытом океане.
Ковалевский добавил, что находиться круглые сутки посреди открытого океана с одними и теми же лицами — само по себе сложное испытание: «Мы в замкнутом пространстве, как в космосе». Но они с Березкиным выработали способ с этим справляться.
«Во многих вопросах наши со Станиславом точки зрения совпадают — процентов на 80. Процентов на десять они вообще противоположны. Мы поэтому стараемся о политике не говорить, о религии не говорить».Еще одним сложным испытанием оказались вопросы гигиены на борту тримарана. Гальюн на маленьком судне российских кругосветчиков отсутствует, а возможность помыться фактически появляется только на берегу.
«По сути, в открытом океане мы никак не моемся. Зубы морской водой еще можно почистить, хотя противно. Но если мыться в океане — ты как был соленый, так и останешься соленый. Так же и древние мореплаватели не мылись», — заметил Евгений Ковалевский.Угрозу тримарану, по словам Ковалевского, представляют не только шторма, но и хищные морские обитатели, прежде всего, конечно, акулы.
«Акулы воспринимают наш тримаран как кита. Есть акулы, специализирующиеся по нападениям на больших китов и тунцов. Выгрызают кусок мяса и уплывают. Нападают на нас и так же выгрызают кусок нашего надувного баллона», — поделился опытом мореплаватель.В этом плавании экипаж Ковалевского — Березкина пока не сталкивался с агрессией хищных рыбин. Но в прежних экспедициях суда, на которых ходил Ковалевский, часто подвергались атакам акул. Так, когда он пересекал Атлантику, его плавсредство едва не пошло ко дну из-за морских охотниц, четырежды повреждавших баллон. Этот опыт многому научил мореплавателей.
«Сейчас у нас тройная ткань на дне. Девять секций, если одну из них акула пробьет — восемь остается», — добавил Ковалевский.Отчасти решать проблемы долгого плавания экипажу тримарана помогает привлечение сменных участников на различных этапах маршрута. С начала путешествия в различных портах к Березкину и Ковалевскому на время присоединились в общей сложности восемь человек.
Также экипаж тримарана ищет партнеров, которые могли бы оказать финансовую помощь — экспедиция из-за затягивания плавания рискует столкнуться с нехваткой средств.
Особенности ковидного плавания
Евгений Ковалевский и Станислав Березкин предприняли свою экспедицию в разгар пандемии коронавируса, что неизбежно сказалось на их пребывании на берегу. По словам мореплавателя, в посещенных ими странах антикоронавирусный режим был очень разным.
«Например, в Финляндии нас предупредили, что мы должны сходить по такому-то адресу, сдать тест на ковид, после чего сидеть на лодке и ждать результат. Мы особой активности не проявляли, но никто нас не отслеживал, не контролировал.Что касается масок, с ними везде по-разному. В Бразилии и Германии с ними очень строго, а в Швеции вообще маски не нужны. Но сертификаты проверяют везде», — рассказал Ковалевский.
На карантине в Форталезе.
По словам руководителя экспедиции, из-за эпидемических ограничений экипажу тримарана пришлось отказаться от захода в порты Великобритании, так как там слишком длительный срок карантина. Кроме того, путешественникам пришлось проводить больше встреч — по санитарно-эпидемиологическим причинам число участников мероприятий нужно было сокращать.
За диссертацией в океан
Программа кругосветного путешествия Ковалевского и Березкина делится на три части: научно-популярную, образовательную и программу «народной дипломатии». Мореплаватели делают замеры радиации и других параметров окружающей среды. Для некоторых используется прибор уникальной российской разработки.
«У нас есть заказ от Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Аспиранты разработали прибор, мы его разместили на тримаране, и он круглосуточно в автоматическом режиме снимает параметры — температуру, динамику волн и так далее. В конце экспедиции на этом материале будут подготовлены научные статьи и кандидатская диссертация», — сообщил руководитель экспедиции.Кроме того, экипаж тримарана ведет записи и о своем психологическом состоянии для совместного исследования с Томским медицинским университетом.
Важной частью плавания является программа «народной дипломатии», которая и принесла членам РГО президентский грант — встречи с населением, экскурсии на тримаран и запись интервью с местными жителями о России и Сибири. Экскурсии на судно сибирских кругосветчиков были крайне популярны.
«Только за полгода к нам на экскурсии прошли десять тысяч человек. В некоторых городах к нам подъезжали местные СМИ, сотрудники российских представительств», — добавил Евгений Ковалевский.По словам путешественника, иногда экскурсанты, особенно дети, выдавали особенно озадачивающие вопросы.
«Приходили несколько групп детей во Франции, в Бресте — совсем маленькие, три-четыре годика. У них все вопросы, конечно, про акул, про пиратов… «А как вы разговариваете с китами?» — «А как вы разговариваете с дельфинами?»Детская экскурсия на тримаран в Бресте.
Кроме того, Ковалевский и Березкин ведут уроки географии из открытого океана, на которых рассказывают об устройстве Мирового океана и освещают истории русских кругосветных экспедиций.
«У нас прошло два урока перед стартом и два в океане. Думаю, мы еще шесть проведем».Старший научный сотрудник Томского государственного университета Евгений Ковалевский совершил за почти 65 лет своей жизни более 100 походов и экстремальных экспедиций, причем не только морских — он успел неоднократно побывать и в Гималаях, где проводил этнографические исследования. В 2006—2013 годах он совершил первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном катамаране.