Москва

Как в Москве воруют газоны, или провал идеи экопарковок

22 311

Транспорта в Москве с каждым годом все больше, а вот парковок для него, несмотря на обещания московских властей, больше не становится. Точно так же, как и зеленых насаждений: экология в столице - по-прежнему одна из самых серьезных проблем. Несколько лет назад в Москве стали появляться экопарковки - решающие, по замыслу их создателей, сразу две проблемы: и места для машин появляются, и экология сохраняется.

Если кто вдруг их еще не встречал, опишу вкратце. Идея экопарковок такова: покрытие на стоянке состоит из бетонных или пластиковых сот, внутри которых, как в горшках, растет трава. Колеса машин опираются на края этих сот, не нарушая травяного покрова. На сайтах многочисленных компаний, предлагающих строительство экопарковок, расписывается, какая это чудесная идея - они-де и город украшают, и эрозию почвы предотвращают, и вообще пора перенимать европейский опыт.

Но, как это часто бывает в России - "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Давайте посмотрим, во что превратились В РЕАЛЬНОСТИ экопарковки в Москве.

Первый случай относится, скорее, к разряду курьезов. Раньше на этом месте была обычная асфальтированная стоянка. Но затем или муниципальные службы, или владельцы торгового центра, напротив которого парковка расположена, решили идти в ногу со временем - и устроили "экопарковку". Я намеренно пишу здесь это слово в кавычках - ибо эффект эта мера дала нулевой. Ни в одной из бетонных ячеек травы нет и в помине. Все, чего удалось достичь - вызвать бодрый матерок у пешеходов, пересекающих парковку: по дурацким плиткам с дырками очень неудобно ходить даже в обычной обуви, а уж как справляются с этой задачей девушки на каблуках - я и вовсе не представляю.

Второй пример - классический случай подмены понятий. Эта "экопарковка" устроена у недавно построенного жилого дома. Уложена сотовая плитка криво (сразу чувствуется рука наших трудолюбивых гостей из Средней Азии), а чахлые росточки травы лишь кое-где несмело торчат из бетона. Ни красоты, ни обещанных производителями удобств.

И, наконец, третий случай - самый возмутительный. Раньше на этом месте был хороший газон. Но потом напротив построили торговый комплекс с ресторанами на первом этаже. Уж не знаю, как владельцы ТЦ договорились с муниципальными властями, - за взятку или упирая на "экологичность" новой парковки, - но стоянку на месте газона они сделали. Зелень в пластиковых сотах прожила примерно месяц. И вот уже больше года на том месте, где раньше росла сочная трава - месиво из грязи и дымящие выхлопами автомобили. Проще уж было закатать парковку в асфальт, и на большом плакате написать: "Дорогие москвичи! На экологию нам плевать! Искренне ваши, владельцы торгового центра".

Я считаю, что в Москве сама идея экопарковок обречена на провал. Причин две. Во-первых, крайне низкий уровень культуры автомобилистов. У нас в массовом порядке считается совершенно нормальным парковаться на газонах, как результат - грязь на колесах автомобилей быстро забивает соты на экопарковках, полностью девальвируя их преимущества. Заранее знаю, что мне скажут: "А если негде больше парковаться?" Отвечаю то же, что и всегда: отсутствие парковок - не повод вести себя как свинья и быдло.

Вторая причина - отвратительная работа городских служб, отвечающих за уборку улиц. Что бы ни говорили чиновники - в Москве очень, очень грязно. Грязь на дорогах = грязь на колесах = "убитые" в хлам экопарковки. И если вторую проблему еще можно (в теории) решить - то повышения культурного уровня московских водителей может растянуться на десятилетия. Тем не менее, пока этого не случится - экопарковки в Москве не нужны, это совершенно бессмысленная и показушная затея.