История Наука и техника Право Религия

Как в Штатах Дарвина судили — 90 лет «Обезьяньему процессу»

9 1873

США. Начало 20-х годов ХХ века. Эпоху этого десятилетия американцы позже сами назовут «prosperity» — процветание. Период модернистских перемен и «перестройки» американской ментальности, когда новые направления разрушали стереотипы под убедительные звуки джаза.

Самым громким в те дни стал спор в стенах суда о происхождении человека…

Как в Штатах Дарвина судили…

Навязывание американскому обществу теории божественного происхождения к 1925 году подкрепилось законодательно. «Обезьяний процесс» — один из самых известных в истории США. Молодой преподаватель средней школы Джон Скоупс был обвинен в нарушении закона, который запрещал говорить ученикам о теории эволюции Дарвина…

1 © wikipedia.org

«Акт Батлера»

В 1925 году в штате Теннесси был принят так называемый «Акт Батлера», получивший свое название по фамилии члена палаты представителей штата Теннесси. «Butler act» запрещает в учебных заведениях, которые либо являются полностью государственными, либо отчасти финансируются за счет госбюджета, преподавание любой другой теории, которая ставит под сомнение происхождение человека от Бога согласно Библии. Камень, понятное дело, в огород старичка Чарльза Дарвина и его почитателей, которых предлагалось наказывать достаточно крупным штрафом от 100 до 500 долларов.

Вошедшее в историю ироническое название этого дела «Monkey suit» принадлежит знаменитому в то время американскому журналисту Менкину. Позже «Обезьяний процесс» послужил примером для целого ряда похожих дел в других странах.

Сфабрикованное защитой дело

К тому времени в Соединенных Штатах уже существовала мощнейшая общественная организация «Союз гражданских свобод», которая «мониторила» ситуацию с гражданскими правами, свободой слова и т.д.

Союз открыто противостоял действующим «неугодным» законам, поэтому когда закон Батлера в Теннесси приняли, представители «союза» заявили, что если найдется преподаватель биологии, который рискнет признаться, что отстаивает дарвинизм, то они окажут ему всяческую помощь в судебном процессе.

Стоит отметить, что помимо борьбы против самого закона, судебное разбирательство затевалось как пиар-акция, чтобы привлечь внимание инвесторов к городку, а также увеличить поток туристов.

2 Джон Скоупс © wikipedia.org

Главным героем дела стал 24-летний учитель Джон Скоупс. Ярый противник «Акта Батлера» признался, что действительно рассказал ученикам об эволюции Дарвина. Молодой преподаватель естествознания и математики лишь раз замещал учителя биологии, но успел сообщить школьникам о «единственно верной теории происхождения человека».

После такого заявления представители штата подали в суд на Скоупса. Среди обвинителей был видный политический деятель того времени Уильям Брайан, трижды кандидат в президенты США от демократической партии.

3 Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan) © wikipedia.org

Защиту Скоупса представлял адвокат, которого мировые историки называют лучшим адвокатом США ХХ столетия — Кларенс Дэрроу. От гонорара за участие в этом деле Дэрроу отказался.

4 Кларенс Дэрроу © wikipedia.org

Дело сразу вызвало общественный резонанс.

Заседания, присяжные и обезьяны

Первое заседание состоялось 10 июля 1925 года. В Дейтон съехались сотни журналистов, экспертов, юристов и евангелистов из разных частей страны. День суда ждали как праздника, а на улицах развернулись настоящие карнавалы и шествия. Сатирическими листовками облепили здания, по городу водили шимпанзе, наряженных в деловые костюмы — обезьяны якобы прибыли для участия в деле в качестве свидетелей.

5 Обезьяны на улицах города © wikipedia.org

Процесс проходил в здании Окружного суда города Дэйтон с участием присяжных заседателей — малообразованных и набожных фермеров.

Это было настоящее столкновение мировоззрений в стенах суда и это был первый процесс, транслировавшийся в прямом радиоэфире.

Цель Дэрроу заключалась не столько в том, чтобы доказать правоту действий Скоупса, сколько добиться отмены самого акта. Он настаивал на том, что Библию необходимо рассматривать лишь как альтернативный источник знаний.

Адвокат рассчитывал на то, что его подзащитного признают виновным. Затем он планировал дойти до Верховного суда США, ведь окружной суд штата не имел права отменить закон.

6 Дело вызвало в Штатах широчайший общественный резонанс © wikipedia.org

На третий день заседаний разбирательство перенесли из здания суда на улицу, чтобы вместить всех желающих. Тогда произошло то, что позже назовут «самой удивительной сценой судебного заседания в Англо-саксонской истории». Адвокат Дэрроу вызвал в качестве свидетеля главного представителя обвинения Уильяма Брайна. Брайн согласился.

Дэрроу стал задавать Брайану каверзные вопросы, вроде «Состояли ли сутки, в течение которых Бог создавал небо, Землю и все живое на Земле, из 24 часов?». То, что преподносилось как очевидное, стало оспариваться: Бог создал землю и человека. А как создал? Когда именно?


7 Допрос Уильяма Брайана © wikipedia.org

Во время допроса Брайан не раз попадал в логические ловушки, его ответы теряли всякую убедительность. Дэрроу доказал, что рассказы о сотворении мира Богом нельзя понимать буквально. Журналисты написали об их конфронтации в суде, как о полном поражении Уильяма Брайана.

Благодаря этому допросу присяжные готовы были признать Скоупса невиновным. Однако адвокат попросил их вынести обвинительный приговор. Джона Скоупса обвинили в нарушении «Акта Батлера», назначив ему минимальный штраф — 100 долларов…

Но позже именно это и послужило фактом, который не дал довести дело до Верховного суда США: при рассмотрении дела в Верховном суде штата, судья признал Скоупса невиновным, в связи с превышением судьей Ролстоном своих полномочий. Судья Ролстон, как оказалось, по итогам исторического процесса не имел права назначать денежный штраф.

Обвинитель Уилльям Брайн через 6 дней после окончания процесса скончался от сердечного приступа.

Скоупс прожил долгую жизнь. Он больше не работал учителем и стал инженером-нефтяником…

Последствия «Обезьяньего процесса»

«Акт Батлера» просуществовал еще 43 года и был отменен лишь в 1967 году. Но все это время он выполнял свою функцию только «на бумаге»: за его нарушение больше никого не преследовали.

В 1960 году вышел фильм Стенли Крамера «Пожнёшь бурю», в основу которого был положен ход судебного процесса; имена действующих лиц были изменены.

Сегодня, как полагают эксперты, христианство во многом примирилось с теорией эволюции, а наука, хорошенько шагнувшая вперед, рассматривает теперь теорию Дарвина несколько иначе, нежели 90 лет назад.

Американские законодатели и позже пытались корректировать учебные программы в духе антиэволюционизма.

В последние годы самые активные споры идут в штате Канзас. В 1999 году штатный Совет по образованию предложил совершенно иной вариант экзаменационных стандартов. Был одобрен документ, из которого исключались почти все упоминания о биологической эволюции. Новые стандарты не требовали, чтобы школьники на экзаменах демонстрировали познания в области дарвинизма или космологической модели возникновения мироздания в результате Большого Взрыва. Научное содержание свели к минимуму, заменив его другими теориями.

Постановление мгновенно вызвало резонанс. Его осудили как руководители всех канзасских университетов, так и губернатор штата Билл Грейвс.

После выборов 2000 года фундаменталистски настроенные члены Совета остались в меньшинстве, и в 2001 году Совет утвердил все первоначальные предложения экспертного комитета, в том числе и пункт об эволюционной биологии. Однако совсем недавно эта история получила продолжение. Нынешней весной Совет по образованию назначил серию открытых слушаний, посвящённых школьному преподаванию биологии. Подобные предложения о пересмотре школьных программ рассматриваются ещё как минимум в восемнадцати штатах.

8 Петербурженка Мария Шрайбер требовала сначала исключить теорию Дарвина из учебников. © Сергей Компанийченко/РИА Новости

В современной же России, стоит заметить, ситуация сложилась прямо противоположная. Как известно, теория эволюции в системе российского образования рассматривается в качестве основной уже многие десятилетия. 

В 2006 году в Санкт-Петербурге разразился эдакий «антиобезьяний процесс» — школьница Мария Шрайбер потребовала сначала исключить теорию Дарвина из учебников, потом — хотя бы признать ее не единственно верной, ну и, наконец, изменить редакцию учебника биологии для 10−11-х классов, исключив из него выражения, характеризующие религиозные воззрения как «мифы и легенды». Однако, спустя полгода разбирательств, решением Адмиралтейского районного суда Санкт-Петербурга, первые иски были отклонены, а в последнем иске и вовсе было отказано. Суд постановил, что частное определение, вынесенное по первому иску, — это право суда высказываться по позиции истцов, которое в дальнейшем не должно подразумевать никаких инициатив и требований выносить дополнительные решения. Истцы подали кассационное представление в городской суд на решение районного, но городской суд постановил оставить решение Адмиралтейского суда без изменений.

Введение с 2010 года предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в российских школах вызвало широкую волну протеста в среде антиклерикалов. Однако все-таки предмет был внедрен, и в будущем, стоит надеется, возможно некое «примирение» эволюционной и божественной теорий в системе образования.