Интернет Право

Как ведут борьбу с деструктивным контентом в России и в мире

0 10301

Объемы деструктивного контента в социальных медиа увеличились настолько, что интернет-платформы больше не в силах бороться с распространением «запрещенки» самостоятельно. Чтобы защитить юзеров, особенно детей, от опасности в Сети, необходимо объединение усилий IT-платформ и государства.

В честь Международного дня терпимости ridus.ru поговорил с членом Общественной палаты РФ, директором «Лиги безопасного интернета» Екатериной Мизулиной о том, как в России организована борьба с распространением «запрещенки».

По словам Мизулиной, существует огромная разница в том, как иностранные и отечественные платформы борются с контентом, разжигающим вражду между представителями различных рас, народов и вероисповеданий.

Мы видим, что наши платформы, такие как «ВКонтакте», начинают делать движения в направлении борьбы с деструктивным контентом. В начале ноября «ВКонтакте» запустил фильтр по враждебным высказываниям в комментариях для того, чтобы бороться с угрозами и травлей, в первую очередь, по религиозной принадлежности. Посмотрим, как это будет работать, какой будет эффект, — отметила эксперт.

Количество деструктивной информации в социальных сетях, в российском сегменте Сети, растет, констатирует Мизулина. По ее словам, это напрямую связано с ростом самих платформ, с количеством их пользователей и их активностью. «Использование гаджетов и соцсетей все больше становится нормой нашей жизни, мы проводим с ними очень много времени — и естественно, что деструктивные явления тоже очень быстро растут».

По нашим оценкам порядка 40 миллионов пользователей из России вовлечены в различные деструктивные сообщества и группы в социальных сетях, связанные и экстремизмом, кибербуллингом и пропагандой суицида. При этом порядка восьми миллионов из этих пользователей — это дети.

«Мы видим, что сейчас также большую активность по борьбе с распространением деструктивного контента проявляет Роскомнадзор, особенно в последний месяц, — продолжает Мизулина. — Начала меняться политика государства в этом направлении — и это хорошая тенденция».

Вместе с тем, эксперт констатирует, что иностранные платформы никаким образом себя не проявляют в борьбе с деструктивной информацией — например, с информацией о распространении наркотиков.

Несмотря на громкие заявления с их стороны о том, что у них ведется серьезная политика модерации контента, на практике мы этого не видим. В связи с этим мы последовательно выступаем за то, что нужно менять ситуацию с непрозрачной модерацией социальных сетей, с распространением фейков и деструктивного контента, и предлагать законодательные пути решения этих проблем.

«Об этом говорят не только в России, но и в ряде других стран мира, это — общемировая тенденция», — заключила Мизулина.

Как ранее писал ridus.ru, президент Франции Эмманюэль Макрон накануне потребовал предусмотреть возможность удалять опасный контент из Сети в течение часа. По его словам, всем странам Евросоюза следует добиваться принятия такой нормы.

Также накануне Совет Европейского Союза разослал на согласование представителям стран-участниц проект резолюции, обязывающей операторов мессенджеров создавать и сообщать правоохранителям мастер-ключи для мониторинга чатов и сообщений, даже защищенных сквозным шифрованием.

Ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности интернет-ресурсов за распространение «запрещенки». Однако вряд ли новый закон сможет существенно повлиять на политику транснациональных IT-корпораций, если не будет решен вопрос с официальными представительствами этих компаний в России.

По мнению члена Общественной палаты РФ Александра Малькевича, без официальных представительств зарубежных IT-корпораций в России у них нет никаких обязательств перед российским законодательством.

Нам пора перестать терпеть хамство со стороны транснациональных IT-корпораций. Органы власти должны иметь обеспеченную и зафиксированную в законе возможность применять меры воздействия на нарушителей. Если действующий закон не предоставляет достаточно возможностей, его необходимо актуализировать и расширить, — подчеркивает эксперт.

Отсутствие в РФ представительств IT-гигантов — явление, обусловленное скорее политикой, а не экономикой, уверен Малькевич.

«На мой взгляд, это продолжение недружественной политики западного политического истеблишмента по отношению к нашей стране. Я думаю, IT-корпорациям необходимо определиться, чем они занимаются в России — цивилизованно зарабатывают деньги или играют в большую политику. Для того чтобы идти по первому пути, необходимы их представительства. Данные представительства станут точкой взаимодействия с государственными регуляторами. Такая мера должна лечь в основу актуализированного российского законодательного регулирования в цифровой сфере», — заключил общественник.