Расследования

Как вернуть русских в Чечню

42 20493

Парадный Грозный имеет и свою изнанку. Главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин выяснил, что скрывает столица Чеченской республики от постронних.

Грозный в прошлом и настоящем

Сегодня, после установившегося уже более 10 лет назад мира, столица Чеченской Республики процветает и развивается. В центре города лицом к лицу расположены главные его достопримечательности — высотки комплекса «Грозный-Сити» и мечеть «Сердце Чечни». На окраине, в Аргуне, возвышается не менее яркая мечеть, носящая название «Сердце матери». Повсюду вырастают новостройки с яркими фасадами.

Высотки комплекса «Грозный-Сити» и мечеть «Сердце Чечни» смотрят друг на друга

© Ridus.ru

Но не все так гладко. Русское население не стремится переезжать в Грозный, в том числе и те семьи, которые покинули город в войну.

На смотровой площадке «Грозного-Сити» к нашему корреспонденту подошла дама славянской внешности средних лет с каким-то вопросом; разговорились, оказалось, живет в Грозном вот уже как пять лет.

Переехала сюда по работе, всем довольна, столицу Чечни любит как родной дом. К русским и любым другим народностям, по ее словам, здесь отношение замечательное. Однако при наводящих вопросах ответы стали какими-то невнятными.

И так со всеми. Каждый, от таксиста до охранника, клянет Дудаева и Басаева, настаивает, что это «ненастоящие чеченцы», «проклятие народа» и тому подобное, а Рамзан, напротив, единственный гарант, способный удержать республику в мире. Последнее, собственно, прождало новые вопросы. Но собеседники моментально замыкались.

Встречались, конечно, и более разговорчивые, они называли причины — это и распространение негатива о республике и ее населении, и нехватка жилья и рабочих мест. Однако каждый из собеседников потом поправлялся и горячо просил нигде его слова не приводить и фотографий не публиковать.

Причем среди грозненцев на подобные темы готовы общаться лишь те, кому за 40 и выше. Молодежь таких разговоров и вовсе сторонится. О машинах, женщинах, спорте, особенно, единоборствах — пожалуйста. Но не более того.

Свое мнение по этому поводу высказал глава общественной организации «Мой дом — город Грозный» Сайпуддин Гучигов. По его словам, дело в нежелании народов нашей страны двигаться навстречу друг другу. Официально все хорошо и красиво, а в реальности — несколько иначе.

© Ridus.ru

Сайпуддин сам подошел ко мне после форума Общественной палаты, проходившего в Грозном со словами о том, что «не нужно верить этим лицемерам и всех и словам про дружбу народов».

«Нет этого, — отрубил Гучигов. — Молодое поколение чеченцев взращено на войне».

«Но это совсем не значит, что обратной дороги нет, все еще можно пустить вспять», — нежданный собеседник обещал объяснить свой оптимизм, а заодно и показать, как он выразился, «подлинный Грозный».

«Сотни лет тут русские жили, их деды и прадеды родились здесь, переняли быт чеченцев, а чеченцы переняли у них, — говорит Гучигов. — Это неправда, что мы жили здесь обособленно. Мы, конечно, ревностно сохраняем свои законы и обычаи, иначе мы бы не сохранили себя как нацию. Но тем не менее мы очень много переняли из русской культуры. И если говорить, что всю жизнь в штыки друг друга принимали, — это неправда, я бы тогда сейчас не разговаривал на русском языке».

В монокультуре ни один народ не развивается. Он должен принимать что-то хорошее от других культур, от других национальностей, от других традиций. Нельзя сидеть вариться в собственном соку — это просто утопия.

По мнению Гучигова, условия для позитивного изменения ситуации есть и желание у многих есть. Но нет социального двигателя.

Память предков

Сайпуддин уверен, что по-настоящему столица Чечни возродится лишь после пополнения русским населением. По его мнению, одним из ключевых факторов является то, что у нынешнего поколения людей нет возможности вспомнить и узнать, кем были их предки, проживающие на территории города.

Взять хотя бы старое кладбище, которое расположено на окраине Грозного. Оно считалось одним из престижных в Грозном, здесь хоронили не только простых грозненцев, но и людей, в чем-либо себя проявивших, здесь были похоронены архитекторы, герои Советского Союза, военные офицеры и другие заслуженные граждане.

До кладбища, где захоронены сотни тысяч человек самых разных национальностей, от центра города с его великолепием ехать не более 10 минут и не дороже 100 рублей. В Грозном, в принципе, в любую точку столько стоит доехать.

В то утро заросший кустами подход к кладбищу преградили два КамАЗа, которые мыли водители. Гучигов подошел к ним и что-то тихо проговорил на чеченском. Водители как ошпаренные подорвались и уехали.

«Это не местные, они не знали, что тут кладбище, я им объяснил, — пояснил случившееся общественник. — У нас в народе принято уважать чужую память». 

Однако на официальном уровне все не так однозначно. 

Прогулка по кладбищу производит гнетущее впечатление, видно, что здесь были богатые обелиски, надгробные памятники, они либо свалены, либо выворочены с корнем. Очень часто видны следы не только пуль, но и осколков, что не странно — кладбище находится рядом с консервным заводом, где шли ожесточенные бои. Во Вторую чеченскую оно подверглось ковровой бомбардировке.

Место, где похоронены шесть альпинистов, которые ровно 40 лет назад погибли при с пика Пушкина в 1976 году.

© Ridus.ru

В советские времена это кладбище венчал масштабный монумент, установленный в честь советских воинов-героев, от которого расходились в стороны асфальтированные дорожки. Сегодня здесь не осталось практически ничего, все поросло бурьяном.

«Мы находимся в уникальном месте, на центральном кладбище города Грозного, — пояснил Гучигов, когда мы оказались на месте. — Вот это развилка, где похоронены люди трех направлений религий Господа. Тут находятся мусульмане, чуть правее находится иудейская часть захоронений, а сзади меня расположена христианская часть кладбища. Это место показывает, что этим людям делать нечего, они уже обрели покой. И нам, живым, надо научиться жить в мире и согласии. Мы должны своих детей научить жить вместе, иначе нас опять постигнут страшные войны и передряги».

Есть у кладбища и другой, трагический момент — здесь до сих пор хоронят людей. Несмотря на то что долгие годы кладбище не имеет никакого официального статуса.

На запрос «Ридуса» в мэрию Грозного ответили, что кладбище на балансе не значится. Тысяч и тысяч захоронений для официального Грозного просто не существует. Более того, в Грозном не существует никаких похоронных бюро. Последнее закрыто в 2011 году. С тех пор христиане выкручиваются как могут, а мусульманам оно и не надо, у них свои традиции.

Искусственно подогреваемая рознь

Сайпуддин Гучигов занимается не столько восстановлением старого кладбища, восстановлением промышляют его знакомые. Нам удалось и с ними перекинуться парой слов. Впрочем, собеседники, занятые своими делами, были совсем немногословными. Как выяснил «Ридус», за капитальный ремонт могилы они берут от 30 тыс. рублей.

У Гучигова, по его словам, несколько иная миссия. Он всеми силами пытается вернуть русское население в свой родной город. Его организация регулярно устраивает различные слеты и фестивали для русских выходцев из Чечни, пытается консолидировать людей, подружить их с чеченцами.

По его словам, многие грозненцы не хотят жить обособленно и готовы возобновить утраченную связь.

«Я хотел бы сказать тем, кто хочет приехать на эту землю, как и сказал однажды Дмитрий Донской: „Пусть приходят на эту землю с добрыми намерениями“. И только тогда мы скажем, как говорят чеченцы, „приходи свободным“, — говорит Сайпуддин. — Это мы говорим людям, которые приходят в наш дом в гости. Так говорили сотни лет мои предки и так сейчас говорю я. Мой дом всегда будет открытым. Я буду делать все, чтобы те люди, которые хотят жить на этой земле, жили здесь вне зависимости от национальности и вероисповедания. Я буду делать все, чтобы они жили и работали здесь нормально. Это мой жизненный путь».

Гучигов замечает, что в своих помыслах он не одинок, но и он, и единомышленники постоянно натыкаются на стену недоверия. Со всех сторон. Мало кто верит, что кто-то вот хочет взять и без всякой выгоды изменить ситуацию к лучшему.

«Те, кто хотят мира и любви, мало кто готов что-то для этого делать, в то время как желающие новой войны очень активны», — говорит Гучигов. По его словам, таких немало. «Далеко ходить не надо, вон там за горами, — собеседник махнул рукой в сторону Грузии. — Ведется планомерная и последовательная работа: с одной стороны консолидируют исламистов, с другой — нацистов, чтоб потом стравить».

СМИ в погоне за сенсациями тоже, по его словам, изрядно подливают масла в огонь. Сайпуддин очень хочет поднять на самый высокий уровень те проблемы, о которых говорит. Однако есть опасность, что результат может оказаться обратным. Недавняя публикация в МК рассказывает о тех же проблемах, но в ином ключе и с иной риторикой.

«Ты пойми, положение дел действительно „аховое“, и об этом надо говорить, — горячился чеченский общественник. — Но зачем провоцировать?! Зачем писать заведомую ложь?! Теперь все обсуждают в соцсетях, что на русских кладбищах специально скот пасут. Но это же бред».

Гучигов напомнил и подчеркнул, что на заброшенных захоронениях похоронены представители разных национальностей. «В Грозном просто нет чисто русских кладбищ, это во-первых. Ну и выгул скота… У нас тут разные люди живут… Но какой даун будет пасти баранов на разрушенном кладбище, где сплошная свалка и все поросло бурьяном?! У нас пастбищ не хватает? Забредает скот сюда, это верно, но не специально, у нас и в центр столицы козы могут забрести с пастбища, таков колорит. Но не специально».

Журналисты волей-неволей перевели вопрос из плоскости интеграции культур наших народов, возвращения утраченного за годы войн доверия в плоскость привычных межнациональных разборок.

«Вообще странно читать на страницах МК, из стен которой вышли многие известные борцы с так называемым „русским фашизмом“, такие, как Марк Дейч, статью с русско-националистическим уклоном, — замечает эксперт фонда „Народная дипломатия“ Владимир Киреев. — Причем в этой статье нет позиции самих чеченцев, зато богато информации от общества „Мемориал“, ранее мало замеченного в поддержке русских в России и за рубежом».